Обществоведение 10 класс

      БЛОК 1 ( СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА)

 Задание 1.Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества:

Институты

Сферы

1. Государство

а) экономическая сфера

2. Семья

б) политическая сфера

3. Школа

в) социальная сфера

4. Церковь

г) духовная сфера

5. Финансовая система

 

6. Средства массовой информации

 

7. Партия

 

8. Акционерное общество

 

9. Парламент

 

Задание 2.Установите соответствие между именами, научной идеей и фотографией научного деятеля:

А) Н.Я. Данилевский

Б) Карл Маркс

В) Арнольд Тойнби

а) формационный подход к изучению истории

б) цивилизационный подход к изучению истории

в) культурно-исторический подход к изучению общества

1.


2.
3.

А)___,___; Б) ___,___; В)___,___.

 Задание 3.Установите соответствие между философами и их знаменитыми высказываниями. Обсудите смысл высказываний:

А.

Декарт

1.

Знание – сила

Б.

Платон

2.

Мышление – безмолвная беседа души с самой собой

В.

Эпикур

3.

Все люди по природе стремятся к знанию

Г.

Гераклит

4.

Я знаю, что я ничего не знаю

Д.

Бэкон

5.

Мыслю, следовательно, существую

Е.

Аристотель

 

6.

Пока я жив, смерти нет для меня, когда я умру, меня для нее не будет

Ж.

Сократ

7.

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все

З.

Фалес

8.

Все течет, все изменяется

А.___; Б. ___; В.___; Г. ___; Д.___; Е.___; Ж___; З___.

 Задание 4.Соотнесите мыслителей с соответствующими фотографиями и высказываниями:

ФИО

Фото

Высказывания

В. О. Ключевский

А.

1) Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов

Н. Я. Данилевский

Б.


2) История «учит даже тех, кто у нее не учится, она их поучает за невежество и пренебрежение…»

Н. М. Карамзин

В.

3) История – возникновение, расцвет и гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и её мумия»

П. Сорокин

Г.

4) «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности…»

А. Тойнби

Д.

5) «История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых идеальных целей»

О. Шпенглер

Е.

6) Всемирная история – система условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»


Тесты по теме «Социология – наука об обществе»

1. Социология – это наука о поведении:

а. индивидуума в пределах социального института;

б. личности в обществе;

в. больших социальных групп.

2. Кто ввел термин «социология» непосредственно в научный оборот?

а. Г. Спенсер;

б. О. Конт;

в. И. Кант.

3. В какой временной период социология как наука возникла?

а. После Великой Французской революции 1789 г.;

б. В первой половине XIX в.;

в. После Первой мировой войны.

4. Объектом изучения социологии как науки не является:

а. общество;

б. социальная жизнь общества;

в. социальные институты.

5. Какая из функций социологии связана с выражением посредством концепций и теорий науки интересов конкретных социальных групп, политических партий и движений?

а. общественно-политическая;

б. описательная;

в. идеологическая.

6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:

а. социальной динамики;

б. социальной статики;

в. социальной статистики.

7.Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:

а. кастовая система;

б. социальные институты;

в. социальная структура общества.

8.В социологии понятие «личность» означает:

а. совокупность социально значимых свойств индивида, являющихся следствием общественного развития, и характеризующих индивида как члена общества;

б. конкретного человека;

в. индивида с развитым самосознанием и эмпатией.

9.Наиболее часто применяемым методом социологических исследований выступает:

а. анализ первичных и вторичных документов;

б. наблюдение;

в. в. опрос.

10. Составить схему «Функции социологии», объясните их.

 

 







СОЦИОЛОГИЯ

 

1. Попишите портреты. Кто из представленных на портретах деятелей является (укажите цифру портрета):

  А) одним из основоположников материалистического подхода к изучению общества

   Б) немецким социологом, выделившим основные признаки социального действия

   В)  русским и американским социологом, который ввел понятие «стратификация» _____________

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQQVwiqInYb5_x8OYIhXQr-qUHhbdeYrudjQRQ-nda4bIJw45Bf8PVLBG4

1

2

3

4

 

2. Признак, характеризующий стратификационную группу:

1)пол; 2) интеллект; 3) образование; 4) особенности характера

3.Древнейшей этнической формой организации людей является:

1)племя; 2) нация; 3)клан; 4) народность

4.Оценка обществом социального положения конкретной личности определяется понятием:

1)авторитет; 2) престиж; 3) должность; 4) роль

5.Окончив институт, К. пришел работать в школу учителем. Через пять лет его назначили на должность директора. Данный факт является примером:

1.горизонтальной социальной мобильности

2.социальной стратификации

3.социальной адаптации

4.вертикальной социальной мобильности

6.Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке служит примером социальной:

1)мобильности; 2) положения; 3) статуса; 4) роли

7.Установите соответствие между видом социальной мобильности и действиями личности. Запишите ответ в виде последовательности цифр и букв.

 

Действия личности

Вид мобильности

1) развелся с женой

А) вертикальная

2) сменил место жительства

Б) горизонтальная

3) из начальника цеха стал разнорабочим

4) стал атеистом

8.Установите соответствие:

Характеристики

Понятия

1) модель поведения

А) социальный статус

2) положение в обществе

Б) социальная роль

3) размеры доходов

4) конфликт социальных требований

5) уровень образования


9.Установите соответствие между видом социального статуса и позициями, занимаемыми личностью в обществе. Запишите ответ в виде последовательности цифр и букв.

Позиции личности

Вид социального статуса

1) молодой человек

А) достигаемый

2) студент

Б) предписанный

3) сын

4) капитан футбольной команды

5) брат

10.Исключите лишнюю фамилию из числа разработчиков теории социальной
стратификации:
1) М.Вебер
2) Т.Парсонс
3) Д.Болз
4) П.Сорокин

11. Соотнесите элементы двух множеств:

1) признаки естественной
дифференциации
2) признаки социальной
дифференциации

а) тип темперамента
б) род занятий
в) уровень благосостояния
г) объём властных полномочий
д) половозрастные характеристики
е) расовая принадлежность
ж) уровень образования

1)_________________________ 2)________________________

12.Соотнесите элементы двух множеств:

Автор

Суждение

1) К.Маркс

А. Существуют три основных критерия стратификации
общества: экономический, политический, профессиональный

2) Г.Спенсер

Б. Социология является единственным подлинно
рациональным основанием для преобразования общества в
сторону гуманизма, справедливости и прогресса

3) О.Конт

В. Классовые интересы противоположны и непримиримы

4) П.Сорокин

Г. Социальные институты представляют собой подобие
органов общественного организма, которые делают
возможной совместную жизнь и сотрудничество людей

Д. Общество представляет собой совокупность идивидов
атомов

Ответ:
1)_______ 2)_______ 3)_______ 4)_______

13.Вставьте пропущенные слова:
Понятие «социальная мобильность» было введено в научный оборот
в 1920-е гг. А) __________________________________. По направлениям
социальных перемещений учёный выделил два основных типа мобильности:
Б) ___________________________ и В) _______________________________.
Ответ:
А) ______________________
Б) __________________________
В) __________________________

13.Что такое канал социальной мобильности?

 

 

Практические задачи

 Тема "Социальная организация общества "

Задача 1. Каждый пятый житель республики Беларусь находится в пенсионном возрасте. Современный возрастной состав сложился главным образом, впоследствии снижения уровня рождаемости. Кроме того, сильное влияние на него оказали последствия второй мировой войны, которая не только унесла миллионы жизней, но и породила так называемые « демографические волны» и привела к уменьшению рождений по поколениям, родившимся в годы войны.

Вопрос. Пенсионеры являются классом, стратой, социальной группой или квазигруппой? Почему?

Задача 2. Мы знаем, что любое общество не является закостенелой структурой, и его члены постоянно перемещаются. Ученые выделяют вертикальную и горизонтальную, коллективную и индивидуальную социальную мобильность

В современном обществе  социальная мобильность обеспечивается рядом факторов. Прежде всего, это образование, служба в вооруженных силах, которая в современных государствах обеспечивает человеку определенную помощь в трудоустройстве, затем вступление в брак и создание новой семьи, получение высшей квалификации и продвижение по служебной лестнице, перемена места жительства.

Используя понятия, покажите при  помощи схемы переходы индивида.

1.Вертикальная  (социальная) мобильность-перемещение индивида из одной  социальной группы (страты) в другую, расположенную на другом уровне.

2.Горизонтальная (социальная ) мобильность-перемещение индивида из одной социальной группы ( страты) в другую, расположенную на этом же  уровне.

3.Групповая мобильность перемещение внутри социу­ма происходят коллективно.



4.Индивидуальная — индивид опускается или поднимается по социальной лестнице независимо от других.

Задача 3.  Э.Коузер , выявляя позитивные стороны социального конфликта определил его как борьбу за ценности и претензии на социальный статус, власть и ресурсы, борьбу в которой целями противников является  нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Вопрос. При каких условиях разгораются социальные конфликты (балл получает тот из участников, кто впишет на листок в течение согласованного времени наибольшее число фактов ( причин) социальной напряженности и сумеет обосновать их).

Задача 4. Социальная дифференциация – это разделение людей в обществе на  группы, занимающие разное социальное положение.

Какая сторона социальной дифференциации отражена если:

1. Существует  различие доходов, уровня жизни,   существуют  богатые, и бедные и средние слои населения.

2. Общество разделено на людей , имеющих политическую власть, или правящих слоев, и людей, реальное влияние которых на политику, участие в управлении обществом незначительно.

Задача 4. Социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общетсва.

Большие социальные группы характеризуются прежде всего тем, что они существуют в масштабах всего общества, всей страны. В пределах таких групп отдельные люди могут не только не взаимодействовать с другими, но порой даже и не осознавать принадлежность к той или иной общности, например, к определенному классу. Тем не менее, данные группы реально существуют, и это особенно наглядно выявляется в ходе крупномасштабных социальных конфликтов

В малых группах все входящие в них люди непосредственно общаются друг с другом.

Используя опорные слова заполните графы таблицы – большие и малые социальные группы. Сословия; семья; классы; школьный класс ;социальные слои ;этнические общности; сотрудники института; спортивная команда; компания друзей; бригада рабочих ;профессиональные группы; участники туристического клуба; студенческая группа, коллектив школы; рабочие крупного предприятия.

Социальные группы

Большие

Малые

Средние

 

 

 

 Задача 5. Известный российский ученый – биолог и интеллектуал А.Любищев писал: « … господствующий класс в феодальном строе выдвигал требования физической силы, храбрости, практической сметки и прочных качеств, не связанных большими умственным напряжением , не говоря уже об отрицательных качествах : хитрость, коварстве и проч. Поэтому руководящий класс практически ничего не делал для развития высших форм культуры. Лица, стремившиеся к высшим формам культурной деятельности, по условиям общества шли в монахи или духовенство».

Вопросы:

1.     Дайте определение классам исходя из марксистской теории.

2.     Кем было дано такое определение.

3.     Составьте схему « Классы при феодализме».

4.       Назовите « господствующий класс» в феодальном обществе, о котором говорит ученый.

Задача 6. Американский социолог Толкотт Парсонс рассматривал общество как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: экономической, политической, правовой и верований и морали, каждая из которых выполняет только ей присущую функцию. Он считал, что гармоничная работа всех подсистем общества является залогом его прогрессивного развития.

Вопросы: Согласны ли вы с утверждением американского социолога? Почему? Свой развернутый ответ подтвердите конкретными примерами. 



Тест по теме "Социальная организация общества" 

1. Устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе их жизнедеятельности, определённый порядок взаимодействия этих общностей – это:

1) социальная дифференциация;

2) социальная стратификация;

3) социальная структура общества;

4) социальный класс.

2. Общность людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения и взаимоотношений — это:

1) социальная дифференциация;         3) социальный класс;

2) социальная стратификация;            4) социальная группа.

3. Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отноше­нию (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают, — это:

1) социальный класс;                            3) социальная дифференциация;

2) социальная структура;                      4) социальная группа.                           

4. Для фиксации всех основных различий в общественном положе­нии людей в современной науке используется понятие:

1) «дифференциация»;                         3) «стратификация»;

2) «класс»;                                            4) «статус».

5.  Каждый человек является членом:

а) этнической общности;

б) социально-демографической общности.

1) Верно а);                                           3) верны оба суждения;

2) верно б);                                            4) оба суждения неверны.

6.  Неизбежность социального деления общества признается:

а) марксистской социальной теорией;

б) теорией социальной стратификации П. Сорокина.

1) Верно а);                                           3) верны оба суждения;

2) верно б);                                            4) оба суждения неверны.

7. П. Сорокин связывал социальное неравенство с такими группами факторов, как:

а) права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние;

б)  пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи.

1) Верно а);                                           3) верны оба суждения;

2) верно б);                                            4) оба суждения неверны.

8. Установите соответствие.

Вид социальной группы

Признак

социальной группы

А) малая

 

1) члены группы имеют общую цель, их деятель­ность определенным образом упорядочена, орга­низована

Б) средняя

2) группа представляет собой большое количество людей, собравшихся в одном месте

В) большая

3)  члены группы непосредственно общаются друг с другом

 

 

4) группа представляет собой исторически сложившуюся на определенной территории общность людей, которая характеризуется единством куль­туры, языка, а также сознанием своего единства

А3Б1В4

9. Установите соответствие.

Вид общественного капитала

Содержание вида общественного капитала

А) социальный

1) доля общественного богатства и способ получения дохода

Б) культурный

2) уровень образования

В) символический

3) способность человека влиять на окружающих

 

4) общественное признание

А3Б2В4

10. Социальный слой _________________________________________— это совокупность людей, выделяемая на основании близости определенных социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышле­ния.

 

Тест по теме "Социальные отношения и институты"

1. Социальное взаимодействие предполагает:

1) обмен действиями;              3) чтение книг;

2) выполнение работы;           4) занятие спортом.

2. Социальные отношения предполагают:

1) обмен действиями;

2) выполнение работы;

3) устойчивый, упорядоченный характер взаимодействий;

4) занятие спортом.

3. Система связей между людьми и социальных норм, правил взаимо­отношений и деятельности людей — это:

1) социальное взаимодействие;          3) социальный институт;

2) социальные отношения;                  4) социальная роль.

4.  Социальная роль предполагает:

а) следование достаточно жестко установленным нормам и прави­лам;

б) возможность полной импровизации и творчества.

1) Верно а);                                            3) верны оба суждения;

2) верно б);                                            4) оба суждения неверны.

5. Функционирование социальных институтов:

а) упрощает и рационализирует жизнь людей;

б) приобщает людей к общезначимым ценностям.

1) Верно а);                                      3) верны оба суждения;

2) верно б);                                      4) оба суждения неверны.




Понятия по социальной сфере

https://learningapps.org/watch?v=pxjqyt70v19

https://learningapps.org/watch?v=pbjiz69ua19




 

БЛОК 2 (ПОЛИТИКО - ПРАВОВАЯ СФЕРА)


Задание 1.  Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение:

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.

4. Официальное провозглашение государством, партией, международными, межгосударственными организациями основных принципов.

5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности и др.

7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

10. Возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке и т.д.

12. Общественное признание  населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Определение _________________________________________________

Задание 2.  ТЕСТ

В заданиях 1- 3  возможно несколько правильных вариантов ответа:

1.  Идеология белорусского государства включает в себя:  

а) традиционные ценностные ориентации;   

б) гражданственность и патриотизм;    

в) индивидуальные предпочтения граждан;   

г) объединение общества;   

д) превосходство своей страны над другими странами.

2. Инициировать проведение республиканского референдума могут:  

а) Президент Республики Беларусь;   

б) Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;   

в) граждане Республики Беларусь в количестве 450 тысяч человек;     

г) Совет Министров Республики Беларусь;     

д) Конституционный Суд Республики Беларусь.

3. Конкуренция в экономике вызывает следующие последствия:  

а) способствует подъему эффективности производства;   

б) порождает коммерческую тайну в использовании достижений науки и техники;  

в) активизирует деятельность субъектов экономических отношений;    

г) обеспечивает реализацию полной занятости населения;    

д) снижает социальную напряженность в обществе.

 4.К признакам государства НЕ относится:

а) осуществление властных функций по территориальному признаку;

б) наличие особой публичной власти, распространяющиеся на все общество;

в) суверенность государственной власти;

г) защита существующего способа производства, охрана общественного порядка и культурно-воспитательная деятельность.

5. Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея…

1) материального равенства;

а) необходимости уничтожения эксплуататорских классов;

б) развитого гражданского общества;

в) национальной исключительности.

6. Идеология белорусского государства включает в себя:

а) гражданственность и патриотизм;

б) индивидуальные предпочтения граждан;

в) представления о национальной исключительности;

г) нетерпимость к другим культурам

7.К исключительным признакам правового государства можно отнести:

а) наличие законов;

б) наличие парламента;

в) реальное обеспечение разделения властей;

г) гарантию прав личности;

д) взаимную ответственность государства и личности.

8.Установите соответствие между понятиями и их определениями:

А) автономия

Б) диктатура

В) авторитаризм

Г) автократия

1. ничем не ограниченная власть лица, партии, класса

2. самоуправление

3. система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть

4. режим личной власти

5. самодурство

9.Политическая система общества включает в себя (верно несколько ответов):

а) гражданское право;

б) политические организации институты;

в) политические правовые нормы;

г) экономические отношения;

д) политические отношения.

10.Соотнесите функции политической системы общества и ее особенности (1 вариант лишний):

1.

целеполагания

А)

формирование у людей представлений и убеждений, контроль над потоками информации

2.

интеграции

Б)

установление и исполнение законов, управляющих жизнью общества

3.

регламентации

В)

объединения общества для решения важных задач

4.

контрольная

Г)

определение стратегических целей общественного развития

 

 

Д)

оценка выполнения установленных норм и законов

11.Соотнесите функции права и их содержание:

1.

регулятивная

А)

связана с необходимостью убедить людей в справедливости действующих правовых норм

2.

охранительная

Б)

закрепление в законах тех общественных отношений, которые составляют основу общественной жизни

3.

воспитательная

В)

защиты предусмотренных правом политических, экономических и других отношений

12.Соотнесите типы политических партий и их традиционную социальную базу:

1.

социал-демократическая партия

А)

крестьянство

2.

либерально-демократическая партия

Б)

крупные собственники

3.

аграрная партия

В)

рабочий класс

4.

консервативная партия

Г)

средние слои населения

Задание 3.Распределите  термины на соответствующие группы: 1.абсолютная монархия, 2.парламент, 3.диктатура, 4.авторитаризм, 5.правительство, 6.унитарное государство, 7.конституционная монархия, 8.демократия, 9.судебная система, 10.республика, 11.конфедерация, 12.парламентская республика.

Органы государственной власти и управления

Формы государственного правления

Формы государственного устройства

Политико-правовые режимы

 

 

 

 

Задание 4. Политическая жизнь Европы XIX века  прошла под лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!», рожденным  Французской буржуазной революцией.  Назовите несколько правовых документов ΧVІІІ в., в которых были сформулированы права человека и гражданина. Укажите, какие фундаментальные правовые принципы, заложенные в этих документах, легли в основу современной демократии. Ответ поясните.

 Задание 5.

1. Известно, что мораль и право выступают регуляторами поведения человека в обществе, но как регуляторы поведения они действуют по-разному. Сравните мораль и право по различным основаниям (можно воспользоваться табличным методом).

2. Мораль возникает раньше права. Чем объясняется более позднее – по сравнению с моралью – время возникновения права?

 ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

1) регулятивная функция морали и права:

основания сравнения

мораль

право

степень проникновения в различные сферы жизни

во всех сферах

ограниченная сфера применения

специфика предписаний

самые общие указания,

четкие предписания и нормы

источник регуляции

внутренняя убежденность

внешний закон

цель и мотивы

бескорыстна и неутилитарна

социальная прагматика

наличие особых социальных институтов

отсутствуют

система социальных институтов, контролирующих выполнение правовой нормы

2. Возникновение морали связывают с необходимостью регулирования отношений в человеческом сообществе, и первичные формы такого регулирования – это табу, обычаи и традиции, которые поддерживали коллективную жизнь еще в первобытном обществе. Со временем вырабатываются представления о природе добра и зла, которые являются основой для формировании морали. Возникновение же права связано с разложением первобытного строя, появлением имущественного неравенства и формированием государства и объясняется необходимостью в отчетливой форме закрепить имущественные отношения и правовые последствия, которые возникают в связи с усложнением экономической и социальной жизни.

 

Политика и ее роль в общественной жизни


                                  

Практические задачи 

Тема "Политическая система общества"

Задача 1. Составить структурно- логическую схему « Политическая система общества абсолютной монархии и республики» на примере любого государства.

Задача 2.Слово «харизма» в переводе с греческого обозначает « благодать», «божественный дар». Харизматические лидеры появляются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиозные пророки. Харизма  присуща и некоторым политическим лидерам.

Вопрос: Приведи конкретные примеры харизматичных лидеров из истории.

Задача 3. Политика - одна из важнейших сфер человеческой деятельности. Она входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Человек может не интересоваться политикой, но политика, тем не менее, интересуется им. Судьба человека всегда связана с политикой.

Вопросы: На конкретном примере проследите жизненный путь человека, судьба которого зависела от политики.  

Тема "Государство"

Задача 1. Внимательно прочитать высказывание и изложить свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой про­блемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в кур­се обществоведения, а также факты общественной жизни и собствен­ный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обосно­вание своей позиции. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». (Платон)

Задача 2. Гражданин Х решил поехать по туристической путевке за границу. Для этого ему нужно было не только купить путевку, но и получить характеристику в общественной организации, существующей на его предприятии, в партийной организации, представляющей правящую партию государства, у директора предприятия. Затем ему необходимо было пройти собеседование в районной организации правящей пар­тии, целью которого было выяснение его лояльности по отношению к правящей партии, а также проверка готовности отстаивать поли­тику, проводимую в стране, в полемике с иностранными граждана­ми. Какой тип  политического режима существует в стране, в которой живет гражданин Х? Объясните свой выбор.

1)  анархический

2)  демократический

3)  тоталитарный

4)  смешанный

Задача 3.Парламент страны П. формируется из представителей основных по­литических партий, которые смогли преодолеть семи процентный из­бирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы   страны П.

1)  Депутаты представляют весь спектр существующих в стране пар­тий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

3)  Избиратели голосуют, прежде всего, за личности кандидатов, а по­том уже за их политическую программу.

4)  Политические партии не играют существенной роли при выдви­жении кандидатов

Задача 4. Внимательно изучите таблицу и ответьте на поставленные вопросы.

1.     Какие из описанных форм государства сохранились до сегодняшнего дня?

2.     Как вы считаете, почему одни формы государственного устройства оказались более жизнеспособными, чем другие?

3.     Составьте схему « Государственное устройство Республики Беларусь»

 

Формы государства по Платону

Форма государства

Характеристика

Тимократия

Правление на основе имущественного ценза, когда права имеют только те, кто владеет имуществом

Демократия

Власть находится в руках всех полноправных граждан

Олигархия

Власть находится в руках небольшого количества самых богатых людей страны

Тирания

Власть принадлежит тирану, захватившему и удерживающему её силой

Монархия

Власть принадлежит монарху и передается

по наследству

Задача 5. Организация государственной власти в современном обществе  строится в соответствии с теорией разделения властей. Укажите , какую ветвь государственной власти характеризует каждое из приведенных определений.

1.Специфическая, независимоя ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного , состязательного рассмлтрения и разрешения в ________ заседаниях споров о праве_______________ .

2.Вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов ______________________ .

3. Делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов и контроля за исполнительной властью _________________________________________ .

Задача 6.  По форме государственного устройства все государства делятся на унитарные  и федеративные.

Вопросы:

1.     Какие характеристики  заложены в основу унитарного государства?

2.     К какой форме государственного устройства относятся: Беларусь, Болгария, Франция?

3.     Для какой формы государственного устройства характерны данные территориальные единицы - штаты, республи



Задача 7.

1.Дайте определение понятию «социальное государство».

2. Основываясь на положениях Конституции Республики Беларусь, докажите социальный характер белорусского государства.


 Практические задачи

Задача  1.  В докладе Римского клуба «Первая глобальная революция» (1990) утверждается, что демократия ─ это «не панацея, она не имеет организационных способностей, не знает пределов собственных возможностей, не в силах решать новые задачи».

Вопросы: 1.Означает ли это, что демократия в современных исторических условиях нежизнеспособна? Почему?

2.Существуют ли альтернативные демократии, по вашему мнению, формы социально-политического устройства? Какие? Свой ответ обоснуйте.

3. Проанализируйте список вариантов возможных ответов и заполните таблицу:

Исторические формы демократии 

Полисная демократия

Демократия Нового времени

Современная демократия

1

7

13

2

8

14

3

9

15

4

10

16

5

11

17

6

12

18

19

20

Варианты ответов:

·              Малые  размеры государства по территории и населению

·              Гражданский контроль  над  правительственными решениями

·              Значительное расширение круга лиц, причастных к решению государственных  дел

·              Право критиковать правительство, режим, идеологию, которая в данный момент является  господствующей

·              Возникает институт представительства, политический процесс получил возможность распространения на огромные территории

·              Право  граждан  создавать  ассоциации, партии, группы  по  интересам

·              Право на автономную, независимую информацию 

·              Демократия получает распространение в странах, имеющих  этническое, языковое, религиозное, имущественное  разнообразие  населения

·              Наличие единого центра организации политической  жизни

·              Право баллотироваться на любую  государственную должность

·              Предоставление гражданских и политических прав самому широкому кругу людей

·              Свободные,  всеобщие  выборы

·              Ограничиваются  возможности прямого  законотворчества  населения

·              Распространение прав и привилегий только на полноправных граждан (взрослых мужчин)

·              Появление политических организаций, партий, ассоциаций

·              Право  на  оппозицию       

·              Отсутствие политических партий и общественных организаций

·              Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные права и  свободы  человека

·              Расширяются индивидуальные права человека, защищенные конституцией

·              Прямое участие граждан в решении государственных дел


Соотнесите:

2.Перед вами портреты великих мыслителей прошлого. Ниже приведены принадлежащие им высказывания:

1) Определите, кто изображен на портретах.

2) Укажите, кто является автором каждого из высказываний.

А


Б


В

Г


1) Государство – не сознательное произведение свободной деятельности человека, а естественное произведение сил природы. Государственная власть – естественное господство целого над частями.

2) «Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы»; «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения».

3) «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться этим. Смотря по необходимости, князь должен быть настолько мудр, чтобы уметь избегать бесславия тех пороков, которые лишали бы его государства, других же пороков, не угрожающих его господству, он должен беречься, если это возможно; если же он не в силах это сделать, то может дать себе волю без особых колебаний».

4) «Естественное состояние человека есть мирное идиллическое первобытное царство свободы. Государство – искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради обеспечения свободы и порядка».

БЛОК 3  ( ДУХОВНАЯ СФЕРА)

Религия
https://learningapps.org/display?v=pzp3jea3a22

Философия
https://learningapps.org/watch?v=pdwv0dpm520

Тематическая карточка  по теме «Духовная культура»

1. Установите соответствие между характеристиками и видами культуры.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

А) анонимность произведений

Б) ярко выраженный коммерческий характер

В) коллективность творческих процессов

Г) стандартизация содержания

Д) ориентация на запросы потребителя

1) массовая культура

2) народная культура

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 2. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. К материальной культуре относят сооружения, технические средства, предметы обихода, которые удовлетворяют потребности человека

Б. Духовная культура связана с отражением и преобразованием внутреннего мира человека.

1. Верно только А 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

Ответ_____________

 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) искусство 2) наука 3) образование 4) мораль 5) культура

Ответ_____________

 4.  Установите соответствие между характеристиками типов культуры.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

А) совокупность культурных ценностей, которыми

руководствуется большинство членов общества

Б) система норм и ценностей, отличающих отдельную социаль-

ную группу от большинства общества

В) субкультура, которая противостоит доминирующей культуре.

1) субкультура

2) контркультура

3) доминирующая

 

А

Б

В

 

 

 

5. Перечислите функции культуры.

6Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры

Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции

1. Верно только А    2. Верно только Б.    3. Верны оба суждения.        4. Оба суждения неверны.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице. Типы культуры и их особенности.

Тип культуры

Особенности

….. культура

Анонимность, безличность, отсутствие именного авторства, настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности

Массовая культура

Общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, коммерческий характер

Ответ___________________________

8. Произведения народной культуры, как правило

1) приспособлены к вкусам широких масс людей

2) не имеют автора, анонимны

3) понятны и доступны представителям разных стран и этносов

4) носят развлекательный характер

Ответ________________

 9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

1) коммерческий характер 2) доступность 3) использование спецэффектов 4) развлекательный характер 5) сложность формы и содержания 6) узкий круг потребителей

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Ответ________________

 10. Вставьте пропущенные слова.

«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других ________________ (А). Ни человек, ни _____________(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура – это всё, что создано человеком в процессе __________(В) окружающего мира. Иногда культуру называют «второй природой».

  Культура выполняет ряд очень важных ________ (Г) в жизни человека. и общества. Она является той средой, в которой происходит ________________(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, например норм ______(Е)»

Список терминов:

1) искусство

2) информация

3) преобразование

 4) мораль

 5) живые существа

 6) общество

7) социализация

 8) функция

9) деятельность

 Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 11.Завершите предложение:

1.    от «образования на всю жизнь» к образованию через всю …..»

2.    система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыковценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций…….

3.    христианская община в целом, форма организации верующих христиан…..

4.    культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам…..

5.     (лат. confessio «испове́дание»), или вероиспове́дание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания…

6.     (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений….

7.     к социогуманитарным наукам относятся психология, история, философия, культурология, религиоведение, филология, социология, политология……… и другие.

8.    картина Валентина Волкова «…………………..» (1955) может быть проанализирована как явление живописи, отражает конкретное историческое событие, показывает эмоции людей, представляет определённые социальные общности.

9.    раздел  философии об основных ценностях человеческого бытия, таких как жизнь, добро, свобода, справедливость, истина, польза и др………

10.  учение о человеке, его сущности, цели и смысле жизни……..

     12. Создайте схему «Функции религии»

    13. Допишите автора:

Врачебная  клятва

 

Все течет, все изменяется

 

Знание – сила.

 

Эксперимент – пытка природы.

 

Мыслю, следовательно, существую!

 

 

  14. Какой религии соответствует символ?











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ по теме «МОРАЛЬ»

Часть А

1. Понятие «Категорического императива» было сформулировано


1) И. Кантом
2) Дж. Локком
3) Вольтером
4) К. Марксом


2. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации, называется


1) сознанием
2) направленностью личности
3) мировоззрением
4) психикой


3. Неосознанная, неустойчивая потребность личности в чем-либо — это


1) стремление
2) желание
3) влечение
4) идеал


4. Осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному называется


1) стремлением
2) желанием
3) моралью
4) идеалом


5. Философская дисциплина, изучающая мораль, называется


1) этикой
2) эстетикой
3) агностикой
4) феноменологией


6. Основными категориями морали являются понятия


1) добра и зла
2) черного и белого
3) свободы и необходимости
4) анализа и синтеза


7. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе


1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект


8. Высшая форма направленности — система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением


1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект


9. Проявление человеком активности, не стимулированной извне, это


1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива


10. Готовность к необходимости, обязанности отдавать кому-либо отчет в своих поступках — это


1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива


11. Нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, называется

1) патриотизмом
2) национализмом
3) гражданственностью
4) моралью

12. Признаком морали как социального регулятора не является

1) носит нормативный характер

2) всегда поддерживается принудительной силой государства
3) неперсонифицированность
4) нормы морали носят обязательный характер

13. Синонимом морали является

1) нравственность
2) гражданственность
3) патриотизм
4) идеализм

14. Одним из первых мыслителей, сформулировавших «золотое правило этики»: «не делай другим того, чего не желаешь себе», был

1) Геродот
2) Конфуций
3) Ф. Ницше
4) М. Ганди

15. Система взглядов, понятий и представлений об окружаю­щем мире

1) интеллект
2) интеллигентность
3) мировоззрение
4) убеждение


Часть В

1. Завершите категорический императив, сформулированный великим немецким философом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с ___________».

2. Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным ___________».

3. Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло — как то, что приводит к страданию, называется ___________.

4. Установите соответствие между термином и его значением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термин

А) аксиология
Б) эвдемонизм
В) нигилизм
Г) релятивизм

Значение

1)точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют
2)учение о ценностях
3) одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью
4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т. д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) карательные органы

2) общественные отношения

3) свобода человека

4) поведение людей

5) индивид

6) социальные нормы

7) представления о добре

8) естественно-природные регуляторы

9) эстетика

 

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

6.Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова

(словосочетания) из предложенного списка.Выбирайте слова (словосочетания)
последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

Термин А) _______ ввел в оборот древнеримский философ Б) _______ в I в. до н. э. Сегодня этот термин обозначает В) ______

1) Цицерон
2) «мораль»
3) философская дисциплина о морали
4) механизм регуляции социальной жизни
5) «этика»
6) Гиппократ

7. Подберите понятие к определению:

 1………………представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учётом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. 

2…………..— это механизм регуляции социальной жизни, основанный на принятых в том или ином обществе правилах поведения. 

3……………… — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

4……………— это ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, причём выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний.

5.Философская дисциплина, предметом теоретического осмысления которой является мораль, называется …………… (от др.-греч. ἦθος — этос, т. е. «нрав, обычай»). Как видим, происхождение этого слова то же, что и у слова «мораль».

 


                      БЛОК 4 (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА)


ТЕСТ 1.  ТЕМА «ЭКОНОМИКА»

1.      Купля-продажа акций является примером функционирования рынка:

1) валюты;
2) материалов;
3) ценных бумаг;
4) интеллектуальных продуктов.

2. Ателье по ремонту одежды является примером функционирования рынка:

1) интеллектуальных продуктов;
2) сырья и материалов;
3) услуг;
4) недвижимости

3.По размерам охватываемой территории различают рынки:

1) оптовые
2) информационные
3) недвижимости
4) региональные

4.      Характерной чертой традиционной экономической системы является:

1)господство государственной формы собственности;
2) централизованное планирование не только производства, но и потребления;
3) широкое распространение ручного труда;
4) ограничение роли государства в экономике посредством установления нормативной правовой базы.

5.Укажите две черты, характеризующие плановый тип экономической системы.

1) безраздельное господство государственной собственности

 2) неразвитые производительные силы

 3) приоритет обычаев при регулировании экономических отношений

 4) директивное управление экономикой

  5) наличие множества самостоятельных экономических субъектов

6. Одной из важнейших характеристик рыночной экономики является:

     1) координация государством производства и распределения продукции
     2)широкое распространение форм коллективного труда
     3)свобода предпринимательской деятельности
     4) подавление экономической инициативы

7.Прямые налоги:

1) включают налог на добавленную стоимость;
2) являются добровольными выплатами физических и юридических лиц;
3) взимаются при покупке товаров и услуг;
4) включают подоходный налог и налог на прибыль.

8 Выберите вариант ответа, в котором верно соотнесены вид ценной бумаги и ее определение:

A) вексель

Б) облигация

B) акция

 

1) право владельца данной ценной бумаги получить в банке указанную сумму денег

2) документ, дающий право владельцу получить в указанный срок установленную сумму денег

3) документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли фирмы, учредителем которой он является

4) долговое денежное обязательство, составленное по определенной форме

1)А1Б2ВЗ; 3)АЗБ2В1;
4) А4Б2ВЗ 2)А2БЗВ4;

9. Выберите правильный вариант заполнения схемы:


1) А — регулирующая, Б — рабочей силы;
2) А — нормативная, Б — ценных бумаг;
3) А — адаптивная, Б — материалов;
4) А — ценностная, Б — региональный.

 10 Процесс создания жизненных благ — это:

1)распределение
2)производство;
3)потребление;
4) обмен. 

11.Укажите верное утверждение.Бюджет прожиточного минимума:

1) считается показателем доходов граждан;
2) служит критерием отнесения граждан к категории малоимущих;
3) включает расходы на получение высшего образования;
4) используется для дифференциации заработной платы в зависимости от качества труда;

12.Сдельная форма оплаты труда:

1) представляет собой разновидность повременной заработной платы
2) рассчитывается на основе количества изготовленной продукции установленного качества
3) начисляется за фактически отработанное время
4) используется только при работе по совместительству

13 Денежная сумма, которая уплачивается за использование земли и других природных ресурсов, называется земельная _____.

 14 Доход предприятия, исчисляемый разницей между выручкой, полученной за произведенную и реализованную продукцию, и затратами на ее производство, обозначается понятием _____.

15 Ценная бумага, предоставляющая право ее владельцу на участие в управлении предприятием и получение части прибыли в виде дивиденда, — это _____.

16 Сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы, называется бюджетный _____.

17. В широком значении совокупность полученных любых денежных средств или материальных благ обозначается словом _____.

   18.Обесценивание денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием, называется _____.

19 Договор между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде называется _____.

20. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства ____


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача1. « Храните деньги в сберегательной кассе!». Такой призыв очень часто можно было увидеть в самых разных местах. Кроме того было написано: надежно, выгодно, удобно.

А как вы считаете, на сегодняшний день хранение денег в банке действительно надежно, выгодно и удобно.

С моделируйте проект хранения денежных вкладов, что бы было  выгодно и для населения и для государства. Государство заинтересовано в росте вкладов. Что оно делает с этими деньгами?

Задача 2. Перед зданием Нью – Йорской фондовой биржи установлена скульптурная группа, изображающая быка и медведя.

Вопросы:

1.Почему для неё было выбрано именно это место.

 

Задача 3. Как вы можете объяснить данные социологического исследования отношения  богатых людей к роли денег в их жизни. Наиболее типичными были следующие ответы : « Я твердо уверен, что деньги могут решать все мои проблемы»; « Все мои мысли заняты финансовыми вопросами»;

« Сначала деньги , потом удовольствия»

Вопросы: 1.Как бы вы сами ответили на вопрос о роли денег в вашей жизни?

2. Какие определенные качества имеют деньги?

3. Какие функции в экономике выполняют деньги?

4. Основным элементом денежного оборота Республики Беларусь являются…

Задача 4.Деньги в своем развитии прошли два главных периода — полноценных и неполноценных денег.

 Вопросы: 1. Как называются  деньги, у которых собственная стоимость (фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (той, которая обозначена на этой монете). 2. Из каких материалов они изготавливаются 3. Какие деньги является посредником в товарообмене и средством образования сокровищ, выходя из оборота? 4.Какой выход нашло наше государство в выпуске в обращение неполноценных денег, номинальная стоимость которых никак не соответствует затратам на их изготовление?

Задача 5. Рабочий купил акцию и получил дивиденды. Другой рабочий купил три такие акции и получает дивиденды в три раза больше , чем первый. Справедливо ли получение доходов не только за трудовой вклад, но и за вложенные  в акционерную компанию средства?