Обществоведение 11 класс

 

 

БЛОК  1 (ТАБЛИЦЫ)

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

1. «Учёные о внутреннем мире человека»


Ученый

Государство

Суть учения

И.Павлов

Россия

утверждал, что основу темперамента составляет тип нервной системы, которую человек наследует от биологических родителей;
своеобразие нервной системы определяется соотношением двух основных процессов –
возбуждения и торможения

К.Юнг

Швейцария

определил, что типы характера – экстраверты и
интроверты – различаются преобладающей
направленностью на внешний или на внутренний мир человека

Р.Плутчик

США

посредством «колеса эмоций» расположил
эмоциональные процессы по степени их
интенсивности:

аффекты (центральный круг),
базовые эмоции (средний круг) ,

сложные эмоции или настроения (внешний круг)

В.Франкл

Австрия

считал, что борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека;
полагал, что существует три основных пути
поиска смысла жизни:

1) что он даёт миру в своих творениях;

2) что берёт от мира в своих встречах и переживаниях;

3) какую позицию он занимает по отношению к своему положению в случае, если не может изменить свою судьбу

К.Роджерс

США

утверждал, что каждый человек обладает Я
концепцией, которая формируется в общении с
другими людьми; выделил в духовном мире
человека две ведущие составляющие: «Я
реальное» и «Я-идеальное»

Ч.Кули

США

сформулировал теорию «зеркального Я»;
утверждал, что мы воспринимаем себя глазами
других людей, наша самооценка во многом
зависит от того, что о нас думают окружающие

 


2.Установите соотношение между функциями семьи и их содержанием:

1

Репродуктивная функция

А

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизни

2

Эмоционально
психологическая функция

Б

Обеспечение членам семьи комфорта и домашнего уюта, организация рационального досуга и отдыха

3

Воспитательно
регулятивная функция

В

Биологическое воспроизводство человека как вида

4

Хозяйственно-бытовая
функция

Г

Удовлетворение потребностей членов семьи в любви и дружбе, в формировании чувства
защищенности

Д

Обеспечение материальных условий
жизнедеятельности домочадцев

 БЛОК 2.  ПОЛИТИКО -  ПРАВОВАЯ СФЕРА

1.Проверьте свои знания  по вопросу  «Полномочия Президента Республики Беларусь».
Укажите не менее 3-х видов полномочий

Сфера полномочий

Виды полномочий

1. Полномочия по
формированию органов
государственной власти

1. С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер министра.
2. Определяет структуру Правительства Республики Беларусь.
3. Принимает решение об отставке Правительства.
4. С согласия Совета Республики назначает на должность председателей Конституционного, Верховного судов.

5. Назначает 6 судей Конституционного Суда и др.

2. Полномочия в области
законодательства

1. Обладает правом законодательной инициативы.
2. Подписывает законы, издает декреты, указы и распоряжения.
3. Обладает правом вето.

3. Полномочия в области
обороны государства

1. Формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.
2. Является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь.
3. Назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил.
4. Вводит военное положение.
5. Объявляет полную или частичную мобилизацию.

4. Полномочия в области
международных отношений

1. Ведет переговоры.
2. Подписывает международные договоры.
3. Назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах.
4. Принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителейиностранных государств.



2. Отработайте  таблицу «Функции политических партий и их содержание»

Функции

Содержание

1. Представительская

Выявление и выражение интересов определенных
социальных групп

2. Электоральная

Участие в избирательном процессе

3. Политическая

Борьба за власть

4. Социальной
интеграции

Формирование у людей активной жизненной позиции,
привлечение их к участию в управлении
государственными и общественными делами

5. Рекрутирования

Подготовка и выдвижение полити

3.Установите соответствие между принципами, заложенными в Конституции, и их содержанием:

1

Принцип плюрализма

А

Свободное сосуществование в обществе различных
политических взглядов, школ, идеологий,
политических партий и организаций со своими
целями и программами, если они не противоречат
Конституции.

2

Принцип верховенства
права

Б

Законодательная, исполнительная и судебная  власти самостоятельны в пределах своих полномочий и воздействуют, ограничивают и уравновешивают другие

3

Принцип разделения
властей

В

Все органы государства и должностные лица должны подчиняться Конституции и соответствующим ей законам

Г

Любое лицо вправе инициировать внесение изменений и дополнений в Конституцию

4.Соотнесите типы политических партий с их приоритетами:

А.Консервативные

 

Б.Либеральные

 

В. Социал-демократические

 

Г.Коммунистические

 

Д. Национал-патриотические

1) идея классовой борьбы

2) преемственность политики

3) свобода личности (в том числе в экономической сфере)

4) хранители традиций

5) построение общества без эксплуатации человека человеком

6) постепенность преобразований

7) противники популизма

8) идеи социализма

9) идеология превосходства отдельной расы или нации над другими

10) защита интересов трудового человека

11) стабильность общества

12) уничтожение частной собственности на средства производства

13) приоритет личных интересов над общественными

14) идеи равенства.

5.Соотнесите даты с основными международными актами в области прав и свобод человека:

1.

1987 г

А.

Всеобщая декларация прав человека    

2.

1989 г

Б.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

3.

1979 г.

В.

Конвенция о правах ребенка

4.

1966 г.

Г.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

5.

10 декабря 1948 г

Д.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинств видов обращения и наказания

Соотнесите референдумы с вопросами, которые не могут выноситься на данные референдумы:

А.Республиканский

Б. Местный

1)     имеющие значение для Республики Беларусь в целом

2)    об амнистии и помиловании

3)    о принятии и изменении бюджета

4)    которые не могут быть вынесены на республиканский референдум

5)    связанные с назначением на должность или освобождением от должности

6)    которые могут вызывать нарушения территориальной целостности Республики Беларусь

7)    связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь

8)    относящиеся к компетенции местного распорядительного органа либо его руководителей

9)    установлении, изменении и отмене налогов

 

Основные международные акты в области прав и свобод человека

Дата принятия

Название документа

10 декабря 1948

Всеобщая декларация прав человека

20 ноября 1959

Декларация прав ребёнка

1966

о гражданских и политических правах

1966

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

1979

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

1987

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1988

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме

1989

Конвенция о правах ребенка


Вставь пропущенное слово:

1. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка необходимые слова (словосочетания) для дополнения:

Согласно статье 1 Республика Беларусь является унитарным, демократическим, _____________ (1), правовым государством. Основы _______(2) Республики Беларусь раскрывает раздел 1. В зависимости от государственного устройства различают ____(3)и ________(4)государства. Согласно статье 4 Конституции ______ (5)в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов ________(6),  и _______ (7).Основой правового государства является принцип________ (8). Верховенство право предполагает  равенство всех ______(9) перед законом и судом. Государственная власть разделена на три ветви -________(10),исполнительную и судебную. Одним из основных признаков демократического государства является ________(11).

Слова для дополнения:  а) конституционного строя,   б) верховенства права, в) унитарные г)мнений, д) демократия, ж)идеологий, з)социальным, е) федеративные , и) граждан, к) народовластие, л) законодательную.



Правоохранительные органы от А до Я

 Задания

А. Осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом.

Б. Осуществляет правовое обслуживание коммерческих операций, заключение контрактов, разработку уставов, документов.

В. Осуществляет правосудие от имени государства, вынося постановление, решение, приговор по делу.

Г. Осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

Д. Координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией.

Е. Поддерживает государственное обвинение по уголовным делам.

Ё. Выдает свидетельство о заключении брака.

Ж. Осуществляет регистрацию актов гражданского состояния.

З. Удостоверяет договоры доверенности.

И. Свидетельствует верность копий документов.

Й. Вызывает ответчиков, истцов, свидетелей, экспертов.

К. Осуществляет сбор, обобщение, проверку, информации, предназначенной для принятия ответственных государственных решений, связанных с обеспечением безопасности страны.

Л. Принимает на хранение документы.

М. Проводит мероприятия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Н. Проводит открытое разбирательство дел (за исключением случаев, особо оговоренных законом).

О. Ведет список (учет) несовершеннолетних лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.

П. Орган, который от имени государства осуществляет защиту прав несовершеннолетних в спорных ситуациях.

Р. Осуществляет борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб.

С. Выдает свидетельство о рождении.

Т. Имеет среди задач урегулирование коллективных трудовых споров.

У. Регистрирует политические партии, общественные объединения, юридические лица, индивидуальных предпринимателей.

Ф. Осуществляет охрану общественного порядка.

Х. Осуществляет контроль за использованием государственной  собственности.

Ц. Осуществляет охрану общественной безопасности.  

Ч. Следит за соблюдением законодательства в области финансов и налогообложения.

Ш. Осуществляет розыск лиц, совершивших преступление.

Щ. Осуществляет производство экспертиз по уголовным и гражданским делам.

Ъ. Осуществляет представительство в судах по гражданским делам (гражданский истец и гражданский ответчик) и делам об административных правонарушениях; участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника обвиняемого либо представителя потерпевшего.

Ы. Составляет заявления, жалобы и другие документы правового характера.

Ь. Проводит научные исследования в области криминалистики.

Э. Контролирует правильность расходования средств республиканского и местного бюджетов.

Ю. Осуществляет розыск преступников.

Я. Осуществляет руководство архивным делом в стране.   


Заполненный бланк

1.     Адвокат

Б, Ъ, Ы

2.     ЗАГС

Ё, Ж, С

3.     Инспекция по делам несовершеннолетних.

М, О

4.     Комиссия по делам несовершеннолетних

П

5.     Комитет государственного контроля.

Х, Ч, Э

6.     Комитет государственной безопасности

А, К, Р

7.     Милиция

Ф, Ц, Ш, Ю

8.     Министерство юстиции

Т, У, Я

9.     Нотариат / нотариус

З, И, Л

10.                        Прокуратура / прокурор

Г, Д, Е

11.                        Суд / судья

В, Й, Н

12.                       Центр судебных экспертиз и криминалистики

Щ, Ь

 

 БЛОК 3. ОТРАСЛИ ПРАВА


ТЕСТЫ ПО ОСНОВАМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1. Предметом гражданского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, включающие:

а) неимущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные

отношения;

б) личные неимущественные отношения и связанные с ними имущественные

отношения;

в) имущественные отношения и неимущественные отношения;

г) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

2. Предметом гражданского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, включающие:

а) имущественные отношения;

б) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

в) личные имущественные отношения;

г) личные неимущественные отношения.

3. Правило поведения, устанавливаемое и охраняемое государством, называется:

а) нормой права; б) законодательством; в) объектом права; г) субъектом права.

4. Нормы гражданского права, которые носят обязательный характер и не могут быть изменены при заключении договора по усмотрению сторон, называются:

а) бланкетными; б) диспозитивными; в) императивными; г) отсылочными.

5. Нормы гражданского права, которые могут быть изменены соглашением сторон договора, носят "восполнительный" характер, т. е. применяются в том случае,если стороны своим соглашением не установили иное правило, называются:

а) бланкетными; б) отсылочными; в) императивными; г) диспозитивными.

6. Нормы права создаются:

а) Президентом Республики Беларусь; б) исполнительной властью;

в) законодательной властью; г) судебной властью.

7. Нормы права исполняются:

а) законодательной властью; б) судебной властью; в) исполнительной властью.

8. Нормы права охраняются:

а) законодательной властью; б) судебной властью; в) исполнительной властью.

9. Совокупность норм, определяющих поведение лиц (гражданское право, уголовное право, административное право и т. д.), составляет:

а) процессуальное право; б) гражданское процессуальное право;

в) хозяйственное процессуальное право; г) материальное право.

10. Совокупность норм, устанавливающих порядок функционирования судебных органов, защиты субъектами нарушенных прав, составляет:

а) процессуальное право; б) материальное право;

в) гражданское право; г) хозяйственное право.

11. Вся совокупность норм права, действующих в государстве, составляет:

а) субъективное право; б) объективное право;

в) материальное право; г) процессуальное право.

12. Субъективное право возникает на основании:

а) нормы объективного права;

б) юридического факта;

в) нормы материального и нормы процессуального права;

г) нормы объективного права и юридического факта.

13. Имущественные отношения включают:

а) вещные отношения;

б) обязательственные отношения;

в) наследственные отношения;

г) отношения, связанные с интеллектуальной собственностью;

д) честь, достоинство, деловую репутацию.

14. Личные неимущественные отношения включают:

а) вещные отношения;

б) обязательственные отношения;

в) наследственные отношения;

г) отношения, связанные с интеллектуальной собственностью;

д) честь, достоинство, деловую репутацию.

15. Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

а) верховенства права;

б) равенство участников гражданских отношений;

в) неотвратимости ответственности;

г) личной виновной ответственности.

16. Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

а) приоритета общественных отношений; б) власти – подчинения;

в) свободы договора; г) неотвратимости ответственности.

17. Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

а) равенства участников гражданских отношений;

б) недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

в) добросовестности и разумности участников гражданских отношений;

г) неотвратимости ответственности.

18. Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

а) верховенства права;

б) приоритета общественных интересов;

в) личной виновной ответственности;

г) свободы договора;

д) власти-подчинения.

19. Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

а) верховенства права;

б) свободы договора;

в) равенства участников гражданских отношений;

г) власти – подчинения.

20. Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

а) верховенства права;

б) свободы договора;

в) равенства участников гражданских отношений;

г) добросовестности и разумности участников гражданских отношений.

21. Нормы гражданского права неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный

смысл, содержание которых определяется судом в каждом конкретном случае особо в зависимости от обстоятельств дела и поведения сторон (например "разумный срок", "заботливость обычного предпринимателя" и др.), называются:

а) бланкетными; б) диспозитивными; в) императивными; г) "каучуковыми".

22. Источниками гражданского права Республики Беларусь являются:

а) законодательные акты;

б) распоряжения Президента Республики Беларусь;

в) акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов по регулированию гражданских отношений;

г) акты Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

23. Источниками гражданского права Республики Беларусь являются:

а) распоряжения Президента Республика Беларусь;

б) постановления Правительства Республика Беларусь;

в) судебные прецеденты Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов;

г) международные договоры Республики Беларусь.

24. Источниками гражданского права Республики Беларусь являются:

а) Указы Президента Республики Беларусь;

б) Декреты Президента Республики Беларусь;

в) распоряжения Президента Республики Беларусь;

г) распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

д) Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда.

25. Источниками гражданского права Республики Беларусь являются:

а) законы Республики Беларусь;

б) приказы руководителей органов государственного управления Республики

Беларусь;

в) акты международного арбитражного суда;

г) акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов по регулированию гражданских отношений.

26. Законодательными актами Республики Беларусь являются:

а) Конституция Республики Беларусь;

б) кодексы и законы Республики Беларусь;

в) декреты и указы Президента Республики Беларусь;

г) постановления правительства Республики Беларусь.

27. Вред, причиненный вследствие недостатка товара, подлежит возмещению:

а) продавцом;

б) изготовителем;

в) продавцом или изготовителем по выбору потерпевшего;

г) поставщиком товара.

28. Составными частями гражданского правоотношения являются:

а) субъекты; б) субъективное право;

в) субъективная обязанность;    г) объект.

29. Субъектами гражданских правоотношений являются:

а) граждане; б) юридические лица;

в) Республика Беларусь; г) административно-территориальные единицы.

30. Юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного

лица называется:

а) субъектом правоотношения;   б) объектом правоотношения;

в) субъективным правом;          г) субъективной обязанностью.


ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ:

 

Субъективное право 

признаваемое государством притязание (претензия) субъекта на какое-либо благо или на форму поведения. 

 

Объективное право 

представляющего собой сложную систему особых социальных норм и играющего роль социального регулятора.

Бланкетная норма

правовая норма, не содержащая определённого правила поведения, а предоставляющая полномочным государственным органам, общественным организациям, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т. п. Б. н. (от слова «бланк» – незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного акта.

Диспозитивные нормы международного права

это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств.

Нормы «каучуковые»

нормы, содержащие подобные понятия,– растяжимыми, предполагающими различное толкование и широкую свободу судейского усмотрения

Императивная норма

(лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.

 

Отсылочными 

(ссылочными) называются нормы правасоставные части которых… 1) следует искать в примечаниях этих же статей. 2) находятся в других статьях данного нормативного правового акта. 3) встречаются повторно в том же нормативном правовом акте. 4) находятся в других нормативных правовых актах.

 

Источники гражданского права

это форма закрепления правил поведения участников гражданского оборота, признаваемых и легализованных государством. Исторически в мире сложилось три основных источника права – судебный прецедент, правовой обычай и нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт 

это основополагающий источник права. Совокупность нормативных правовых актов образует гражданское законодательство Республики Беларусь.

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ:

1.Назовите общепринятые сокращения для названий приведённых кодексов.


 

 

 

 

 



 Европейской правовой традиции также свойственно деление права на частное и публичное. Публичное право охватывает нормы, которые выражают интересы общества в целом и регулируют властные отношения. Стороной в публичном праве всегда выступает государство, которое предписывает определённое поведение. Частное право включает нормы, которые отражают и защищают интересы отдельных лиц. Как правило, в частном праве стороны равны.

2.Какие из названных отраслей права относятся к частному праву, а какие – к публичному?




БЛОК 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Мини- конспект по теме «Инновационное развитие страны»

 Инновации (от лат. innovatio — обновление) — это любые новые идеи, реализованные на практике; нововведения, направленные на повышение эффективности человеческой деятельности. К ним относятся не только глобальные технологические прорывы (атомная энергетика, компьютер и т. д.), но и различные усовершенствования.

Различают два типа инноваций

улучшающие

радикальные

направлены на совершенствование, улучшение отдельных характеристик выпускаемой продукции, используемых технологий, методов работы.

изменяют способ производственной деятельности — его технические, технологические, организационные основы.

 

 




Австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли. Популяризировал термины «созидательное разрушение» в экономической теории и «элитарная демократия» в политологии.

Первое подробное описание инноваций было сделано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития» (1911). Учёный рассматривал инновации как средство преодоления экономических кризисов. 

Й. Шумпетер сформулировал пять основных нововведений:

  • введение нового продукта или известного продукта с новыми качествами;
  • использование новой техники, технологических процессов, создание нового метода производства;
  • открытие нового рынка сбыта;
  • использование новых видов сырья;
  • изменения организационных основ производства.

 


В 1922 г. по инициативе народного комиссара просвещения В. М. Игнатовского был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт), который в 1929 г. был реорганизован в Белорусскую Академию наук.

Первым президентом Академии наук стал историк В. М. Игнатовский. 

Главным механизмом перехода Беларуси на инновационный путь развития является национальная инновационная система (НИС), которая представляет собой совокупность государственных органов и организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, и юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность.





Инновационная политика — это совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. По результатам многочисленных исследований, экономическая отдача от инвестиций в инновации значительно превышает окупаемость в любых других сферах применения финансовых ресурсов.

Краудфандинг (от англ. crowd – толпа, funding – финансирование) – коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций в создании новых товаров или услуг.

В последние десятилетия слово стартап употребляется как синоним прорыва – то, что неразрывно связано с новыми технологиями. Само понятие «стартап» берёт начало из США. В 30-е гг. XX в. выпускники Стэнфордского университета – Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт – под руководством своего преподавателя по радиотехнике организовали маленькую компанию, назвав ее Start up – начинать, запускать. Он оказался успешным: продукция HP окружает нас и сегодня. А преподаватель по радиотехнике – Фредерик Эммонс Термин сегодня считается «отцом Кремниевой долины» в США.

Начиная с 2005 г. в Беларуси функционирует Парк высоких технологий (ПВТ).




В отличие от обычного бизнеса, стартап имеет инновационную основу, т. е. открывается бизнес, который ранее не существовал вообще. Идея любого стартапа заключается в новизне, новом продукте, новой технологии, в том, чего раньше не было в мире. Самые известные в истории успешные стартапы: Microsoft, YouТube, Google, Apple, Facebook, World of Tanks.

Не каждый стартап преследует исключительно коммерческие цели. Он может быть гуманитарным, научно-техническим, информационным.

 Стартапы – важнейший элемент экономического развития любой страны. Они находятся в числе самых быстроразвивающихся бизнесов, многие из которых имеют потенциал вырасти в многомиллионные и многомиллиардные бизнесы, так называемые юникорны. В Беларуси пока нет юникорнов.

БЛОК 5 (ТЕСТОВЫЙ)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

 

1.              Процесс поступательного взаимосвязанного развития науки. Техники и технологии, производства и сферы потребления - это:

1)  прогресс

2)  научно-технический прогресс

3)  научно-техническая революция

4)  экотехнологический оптимизм

 

2. К нелинейному  подходу рассмотрения общества относится:

1) исторический

2)  стадиальный

3)  технологический

4)  цивилизационный

5)  формационный

 

3. Немецкий философ, который сформулировал теорию общественно-экономических формаций и классовой борьбы:

1)  Э.Тоффлер      2)  Роберт Нисбет     3)  Д.Белл       4)  У.Ростоу      5)  Карл Маркс

 

4.  Определите причины  научно-технической  революции:

1)  Ведущей формой человеческой деятельности становится научный труд 

2)  Успехи естествознания (теория относительности, квантовая механика, 

     кибернетика, овладение атомной энергией и др.)

3)  Научные открытия преобразуют производство, медицину, транспорт, связь и 

     другие сферы 

4)   Меняется роль человека в процессе производства и управления 

5)  Рост финансирования науки, увеличение количества исследовательских 

     учреждений


5.                Выделил основные стадии развития общества с учетом экономических критериев:

1)  А.Тойнби          

2) Э.Тоффлер        

3) Д.Белл        

4) У.Ростоу       

5) Карл Маркс

 

6.                Найдите верные утверждения:

1. Все страны и регионы развиваются равномерно, одними и теми же темпами.

является прогрессом. 

2) Всякий прогресс предполагает изменение, развитие, но не всякое развитие  

3) Регресс — это переход от более высоких форм развития к низшим, движение 

      назад, деградация, изменение к худшему.

4)  Начало технического прогресса относится к появлению железных орудий труда

5)  Техника появилась раньше науки. что делало прогресс техническим, пока он 

     основывался на эмпирическом опыте людей.

7. Определите  две  характерные  черты   традиционного  общества.

1) технологическое   разделение  труда

2) высокий   удельный   вес  сельского

3) ручной  труд  и  примитивная  техника

4) приоритетное  развитие  экономики  услуг

5)НЕ  высокая  социальная  мобильность

 

8. Экотехнологические  оптимисты:

1) Обращают внимание не негативные экологические и социальные последствия развития

2) Видят положительную оценку перспектив научно-технического прогресса

3) Приветствуют зависимость человека от техники

4)  Подчёркивают роль НТП в развитии человечества

5)Подчёркивают противоречивость политических, антропологических последствий развития науки и техники.

 

9.Представитель технологического подхода, автор работы «Третья волна» (1980):

1)  П.Сорокин

2)  Э.Тоффлер

3)  М.Вебер

4)  У.Ростоу

5)  А.Тойнби

 

10. Соотнесите общественно-экономические формации

 

А)  первобытно-

      общинная

Б)  рабовладельческая

В)  феодальная

Г)  капиталистическая

Д)  коммунистическая

  

1)  возникновение частной собственности на средства производства, рабский труд, существование классов

рабовладельцев и рабов

2) господство натурального хозяйства, побуждение к труду посредством личной зависимости крестьян

3) существование общественной собственности на средства производства, распределение благ не по труду, а по потребностям

4) совместный труд в рамках общины, общественная 

собственность на средства производства, уравнительное распределение продуктов, отсутствие общественных классов 

5) развитие товарного хозяйства, основной механизм побуждения к труду — экономическое принуждение, существование классов буржуазии и пролетариата 

 

11.В концепции американского социолога О. Тоффлера первая технологическая волна характеризуется:

1) созданием  информационного  пространства
2) высоким  уровнем  экономического  развития
3) наличием  комплекса  технологий, обеспечивающих массовое  стандартное  производство
4) возникновением аграрного хозяйства и высоким уровнем производительности труда

 

12. У. Ростоу  выделял  следующие  стадии:

 

А)  традиционное  

       общество

Б)  переходное  

      общество

В)  стадия взлёта 

Г)  стадия зрелости

Д)  эра высокого 

     уровня массового  

     потребления

  

1)  зарождение предпринимательства и капиталистических отношений, формирование централизованных государств, рост национального самосознания

2)  технический прогресс, урбанизация, окончание индустриализации, повышение доли квалифицированного труда

3)  замедленное развитие, низкий уровень производительности труда, преобладание сельского хозяйства в экономике, иерархическая социальная структура, власть принадлежит крупным земельным собственникам

4) высокий уровень потребления товаров длительного пользования и услуг, создание системы социального обеспечения, становление «общества всеобщего благосостояния»

5) промышленная революция, начало индустриализации, социально-экономические и политические реформы

 

13. Укажите верное утверждение, характеризующее связь типа общества и соответствующего ему технологического уклада.

1) Жесткая     подчиненность    низших слоев   населения   высшим  является  основой  

    процесса  урбанизации в индустриальном  обществе.
2) Незначительные  размеры  производства  продукции на душу  населения  отличают 

    традиционное  общество от других типов общественного устройства.
3) Для  информационного общества  определяющим является половозрастное 

     разделение труда и господство товарно-денежных отношений.
4) Иерархическая  социальная  структура  общества  с  низкой  социальной  

    мобильностью характеризует индустриальный тип общества в период модернизации.

 

  14. Соотнесите  понятие  гуманизм  и  его  интерпретации  в   разные  эпохи:

 

А)  Античность

Б)  Возрождение

В)  Просвещение

Г)  Новейшее время

  

1) Целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли. Человек способен познавать мир и при этом должен нравственно совершенствоваться.

2)  Закрепление прав человека, формирование гуманистических манифестов

3)  Человек провозглашается «мерой всех вещей»

4) Человек должен быть свободным, должен опираться на разум.

 

15. Американский  социолог   О. Тоффлер   считал,    что   вторая  технологическая   волна    в  истории  цивилизации:

1) породила    идеалистический    тип культуры;

2) установила    идеационный    тип   культуры;

3) способствовала    созданию   аграрного   хозяйства;

4) привела   к формированию технологии     массового   производства.

 

 16. В соответствии с технологическим подходом традиционное общество характеризуется:

1) гибкой   системой   социальных   отношений   и   статусов
2) высоким удельным весом сельского хозяйства во всем общественном  производстве
3) преобладанием  массового  товарного  производства
4) использованием  в  производстве  наукоемких  технологий

 

17. Одним из отличительных признаков постиндустриального общества является:

1) иерархическая   социальная   структура  общества
2) преимущественное  развитие  экономики  услуг
3) определяющая  роль  промышленности  в  структуре  производства
4) технологическое  разделение  труда  и  начало  процесса  урбанизации

 

18. В концепции немецкого философа О. Шпенглера исторический процесс рассматривается как:

1) последовательное  прохождение трех технологических волн
2) череда  сменяющих друг друга  культур
3) путь к единой мировой цивилизации
4) постепенная смена общественно-экономических формаций

 

19. По мнению немецкого философа О. Шпенглера:

1) критерий  общественного  прогресса  усматривается  в  осознании  свободы
2) существует единая линия в развитии  человечества
3) цивилизация характеризуется расцветом  искусства  и  философии
4) цивилизация есть завершающий этап развития культуры, характеризующийся ее упадком

 

20. В соответствии с технологическим подходом традиционное общество отличается:

1) высокой  концентрацией  производства  и  рабочей  силы
2) иерархической  социальной  структурой
3) широким использованием информационных технологий и инфраструктур
4) высоким удельным весом ресурсосберегающих технологий в общественном производстве

 

21. В соответствии с технологическим    подходом   к   выделению    разных     типов общества,   для   постиндустриального    общества    характерно(-а):

1) усиленное   развитие  индустрии   благосостояния;

2) отсутствие   разделения  труда  и  низкая  социальная   мобильность;

3) высокая  концентрация  производства  и  рабочей  силы;

4) господство  машинного  производства.

 

22. Американский  ученый С. Хантингтон   рассматривал   цивилизацию   как:

1)      заключительную  стадию  развития  любого  типа  культуры, ее  закат  и «омертвение»;

2)      широкомасштабную  культурную  общность, которая  определяется  наличием ряда  общих черт  и  самоидентификацией  людей;

3)      стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за эпохой первобытности;

4) гражданское общество, в котором господствует свобода, справедливость, право.

 

23. Проблема    взаимоотношений   между    различными     социальными  

общностями   на   глобальном   уровне   проявляется     в:

1)  ускоренном   распространении    опасных  инфекционных заболеваний;

2)  расшатывании нравственных ценностей  общественной жизни;

3)  наличии   конфликтов между развитыми и  развивающимися странами;

4)  быстрой  потере  актуальности  полученного  образования

 

24. В   социальной   сфере   согласно   концепции   информационного общества:

1)  власть  обеспечивается   владением   информацией;

2)  работа с информацией становится  ключевым  источником занятости;

3)  под действием  информатизации  изменяется  структура общества;

4)  информационное пространство расширяет диалог  культур.

 

25. В  соответствии  с  технологическим  подходом  к типологизации  обществ  для  постиндустриального общества характерно:

1)      сокращение числа  занятых в сельскохозяйственном и  промышленном производстве;

2)      господство фабрично-заводского производства;

3)      низкая концентрация производства и рабочей силы;

4)      стандартизация и массовизация производства.

 

26. В соответствии с идеалистическим подходом к пониманию общества:

1) материальная  жизнь  людей  определяет  их  сознание
2) общество  представляется  как  простая  сумма  индивидов-атомов
3) основанием  целостности  и  единства  общества  является  духовная  жизнь
4) техника  признается   первопричиной   социальных   изменений

 

27. Формационный подход к изучению истории позволяет:

1) уделить  внимание  своеобразию  истории  регионов
2) исследовать духовные ценности определенных культурно-исторических типов
3) установить  определенные законы исторического  развития
4) изучить  ценности  и  национальные  особенности  конкретных  обществ

 

28. Американский  социолог  О. Тоффлер  выделял   в  качестве  характерной  черты третьей   технологической   волны: 

1)  возникновение   аграрного   хозяйства

2)  господство  информационных  технологий

3)  возникновение  массового  стандартизированного  производства

4)   господство простого  разделения  труда

 

29. В соответствии с технологическим подходом к типологизации обществ традиционное общество отличает:

1) определяющее положение  городов  и  городского  населения;
2) высокая  концентрация  производства  и  рабочей  силы;
3) массовое товарное производство;
4) высокий  удельный  вес  в  экономике  сельского  хозяйства.

 

30. По мнению немецкого философа О. Шпенглера:

1) существует  единая  линия  в  развитии  человечества
2) культуры  являются живыми организмами,  имеющими  свою  судьбу
3) критерий  общественного  прогресса  усматривается  в  осознании  свободы
4) культура  является  своеобразным  продолжением  цивилизации

        

31. По мнению американского социолога У. Ростоу, основной чертой «периода сдвига» («период взлёта») в развитии общества являются(-ется):

1) промышленные  революции  и  начало  индустриализации
2) высокий уровень концентрации производства и капитала
3) начало организации  капиталистического производства
4) завершение  индустриализации  и  появление  высокоразвитых  стран

 

32. В  соответствии  с  технологическим  подходом  к  выделению  разных  типов  общества,  для  индустриального  общества  характерен (-о)

1)  высокий  удельный  вес сельского  хозяйства во всём общественном  производстве

2)  рост  количества  городов  и  городского  населения

3)  возрастание  роли  и  значения  информационных  технологий

4)  усиленное  развитие  индустрии  благосостояния

 

33. Американский социолог У. Ростоу,  характеризуя  традиционное общество как первую стадию истории человечества, отмечал:

1) динамичный   характер   общественного   производства; 

2) преобладание  капиталистического  аграрного  сектора  в  экономике; 

3) крайнюю  замедленность  развития  и  низкий  уровень производительности  труда; 

4) широкое  внедрение  достижений  науки  и  техники  в  хозяйство.  

 

34. Американский социолог О. Тоффлер представил все многообразие технических   достижений  в  истории  цивилизации  как:

1) смену способа  производства              

2) три  технологические  волны
3) смену общественно-экономических формаций
4) суммарное  предложение  созданных  материальных  ценностей

 

35.           НТП имеет две формы:

1)  эволюционную 

2)  восходящая

3)  революционную

4)  нисходящая

5) научно-техническая

 6) духовно-нравственная



36.            Соотнесите:

 

 

А) Прогресс

Б)  Общественный   

      прогресс

В)  Регресс

 

1)  Переход от менее совершенных форм человеческой деятельности к более совершенным.

2)  Переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, деградация, изменение к худшему

3)  Процесс поступательного взаимосвязанного развития науки, техники, производства и сферы потребления (НТП).

4)  Поступательное движение к лучшему, более сложному, совершенному, от низших ступеней к высшим.



37.             Соотнесите 

 

А)  А. Тойнби

Б)  С. Хантингтон

В)  О. Шпенглер

Г)  Н. Данилевский

 

1)  Цивилизация — это заключительная стадия в развитии культуры, на которой происходит её вырождение, закат и «омертвление», она превращается в «массовую культуру», исчезают духовность и творчество

2)  Этот философ   последовательно отстаивал точку зрения, согласно которой не существует истории как единого всемирноисторического процесса, а есть лишь история отдельных «культурно-исторических типов» (цивилизаций)

3)  Отводит религиозному началу главную роль в качестве критерия принадлежности к той или иной цивилизации

4)  Идея возникновения и развития цивилизаций как ответа на вызовы своего времени

 

38. Цивилизационный подход к изучению истории в отличие от формационного:

1) предлагает периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов
2) исследует духовные ценности и особенности отдельных народов
3) определяет объективные закономерности в историческом развитии
4) представляет историю как процесс смены социально-экономических систем

        

39. Укажите верное утверждение, характеризующее связь типа общества и соответствующего ему технологического уклада.

1) Иерархическая социальная структура общества с низкой социальной мобильностью отличает постиндустриальное общество от других.
2) Основой развития процесса модернизации в информационном обществе является высокий удельный вес сельского хозяйства в общественном производстве.
3) Основной направляющей в развитии традиционного общества является высокая концентрация производства и рабочей силы.
4) Для постиндустриального общества определяющим является широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизни людей.

 

40. В соответствии с концепцией американского ученого С. Хантингтона цивилизация как широкомасштабная культурная общность:

1) возникает  в  период  формирования  классового  общества
2) содействует формированию общества массового потребления
3) характеризуется упадком культуры и обезличиванием человека
4) определяется  наличием  общего  исторического  прошлого  и  религии

 

41. По мнению американского социолога У. Ростоу, основной чертой традиционного общества является:

1) преобладание аграрного сектора в экономике
2) начало  организации  капиталистического производства
3) осуществление промышленной  революции
4) завершение  индустриализации  и  появление  высокоразвитых стран

 

42. Укажите верное утверждение, характеризующее связь типа общества и соответствующего ему технологического уклада.

1) Капитализм  и  социализм  являются  разновидностями  постиндустриального общества
2) Рост городов и городского населения является основой  процесса  модернизации  в традиционном обществе
3) Основой для развития постиндустриального общества является высокий удельный вес  сельского  хозяйства  и  традиционный  образ  жизни
4) Развитию  индустриального  общества способствует научно-технический  прогресс, подкрепляемый духом предпринимательства, конкуренции и рациональностью действий

 

43. Определите две характерные черты, соответствующие индустриальному обществу.

1) высокая концентрация рабочей силы

2) высокие темпы научно-технического прогресса

3) опережающие темпы развития информационных технологий

4) главенствующая роль армии и собственников земли в общественной жизни

5) приоритетное развитие экономики услуг

 

44. В соответствии с концепцией немецкого философа О. Шпенглера цивилизация характеризуется:

1) соответствующей самоидентификацией людей
2) единством религиозных и рационально-чувственных ценностей
3) сменой способа производства
4) упадком искусства, религии, творчества

 

45. В соответствии с технологическим подходом традиционное общество характеризуется:

1) высоким уровнем социальной мобильности
2) использованием в производстве наукоемких технологий
3) преобладанием массового товарного производства
4) иерархической социальной структурой с низкой социальной мобильностью

 

46. В концепции американского социолога О. Тоффлера развитие цивилизаций представлено как смена:

1) господствующих в каждой из них систем ценностей
2) прагматических подходов к действительности
3) чередующих друг друга культур
4) трех технологических волн

 

47. В соответствии с технологическим подходом индустриальное общество характеризуется:

1) приоритетом потребления и производства информации
2) общинно-государственной формой ведения хозяйства
3) значительным ростом городов и городского населения
4) иерархической социальной структурой

 

48. В концепции американского социолога О. Тоффлера все многообразие достижений, известных в истории цивилизации, представлено:

1) прагматическим подходом общества к действительности
2) последовательной сменой трех технологических волн
3) сменой способа производства материальных благ
4) развитием производительных сил общества

 

49. Согласно концепции исторического развития американского социолога                    У. Ростоу традиционное общество характеризуется:

1) высокой социальной мобильностью
2) возникновением индустрии услуг
3) преобладанием аграрного сектора в экономике
4) началом процесса индустриализации

 

50. В соответствии с технологическим подходом индустриальное общество отличается:

1) высоким удельным весом сельского хозяйства в общественном производстве
2) определяющим положением в жизни общества городов как центров концентрации производства
3) широким использованием информационных технологий и инфраструктур
4) иерархической социальной структурой

 

 Международные организации

https://learningapps.org/display?v=pi7c0wc7322