Олимпиады 8 класс

 

БЛОК 1 ( ТЕСТОВЫЙ)

I.       Выберите правильный вариант ответа:

1.Сильнейшей державой мира к 1812 г. стала:   А) Россия, Б) Франция, В) Германия, Г) Англия.


2.Идеи либерализма нашли широкое распространение среди буржуазии и интеллигенции в:  А) XVII-XVIII  вв;  Б)середина   XIX в;     В) конце  XIX в;     Г) начале  XXв.


3.Первые орудия труда научился изготавливать:  А) « человек разумный»; Б) «человек прямоходящий»; В) неандерталец; Г) «человек умелый».


4.Какой город в древности назывался « златообильным»:   А ) Аргос; Б) Коринф;

В) Афины; Г) Микены


5.Как древние германцы называли вождя:    А) трибун; Б) воевода; В) конунг; Г) стратег.


6.«Авиньонский» плен  пап длился в период с:   А) 1308г по 1378г;    Б)1307г по 1376г;   В)1309г по 1377г;    Г) 1306г по 1366г.

7.Султан  Османской  империи  Мехмед II   фразу «Сабля и религия неразлучны» произнес:   А) после победы на Косовом поле;  Б) после захвата Константинополя;   В)Когда объявил себя халифом;   Г) после сражения при Лепанто.

8.Укажите страну, в которой к власти пришёл Наполеон:  А) Англия   Б) Германия   В) Франция   Д) Италия

9.Сколько революций произошло во Франции:     А)1      Б)2      В)3      Г)4

10.Первым канцлером Германии был:     А) Бисмарк      Б) Вильгельм      В) Бебель     

Г) Либкхнет

 ІІ. Выберите несколько правильных ответов:

11. Новое время – это эпоха:

А) великих перемен      Б) великих географических открытий                В) депрессии          

 Г) колониальных захватов               Д) утверждения европейской цивилизации

12. «Самоизоляция»:

А) способствовала развитию хозяйства           Б) способствовала развитию культуры

В) содействовала сохранению феодальных порядков  Г) препятствовала развитию торговли  Д)сохраняла государственную самостоятельность Китая и Японии

13. Какие исторические личности в названных парах были современниками:

А) Пётр І  и Иван Фёдоров                                       Б) Кузьма Минин и Дмитрий Пажарский

В) Джордж Вашингтон и Тадеуш Костюшко  Г) Леонардо да Винчи и Мигель де Сервантес

Д) Мартин Лютер и Томас Мюнцер                                 Е) Наполеон Бонапарт и Николай ІІ   

14. Какие страны входили в Тройственный союз:

А) Англия    Б) Австро-Венгрия    В) Франция    Г) Италия    Д) Германия

15. В ХІХ в. были созданы: А) микробиология  Б) теплоход  В) машиностроение 

Г) аэроплан Д) кинематограф

ІІІ. Соотнесите:

16. Год и событие из истории Реформации в Германии:

1) 1517 г.   2) 1520 г.   3) 1524 – 1526 г.   4) 1529 г.   5) 1555 г.

А) отлучение М.Лютера от церкви     Б) крестьянская война в Германии     В) начало Реформации

Г) подписание мира между католиками и протестантами     Д) утверждение протестантизма 

17. Имя исторического деятеля и событие, к которому он имеет отношение:

1) Карл I     2) Т. Джефферсон     3) Т.Мюнцер     4)  Ж.Марат      

А) якобинская диктатура      Б) Реформация в Германии       В) принятие Декларации независимости Г) Английская буржуазная революция     

18. Автора и его произведение:

1) С.Полоцкий         2) А.Филиппович         3) К.Лыщинский        4) К.Семенович   

А) “О несуществовании  бога”   Б) “Великое искусство артиллерии”   В) “Рифмологион”  

Г) “Диариуш”

19. Имя и прозвище:

1) Геродот     2) Жанна д’Арк     3) Людовик ХІV     4) Наполеон І     5) Отто фон Бисмарк

А)«Король-солнце» Б)«Орлеанская дева»  В)«Отец истории»   Г)«Маленький капрал»  Д)«Железный канцлер»

20. Термины и понятия:

1) милитаризация экономики;    2) урбанизация;    3) индустриализация;    4) мировое хозяйство

А) тесная связь экономик многих стран    Б) переход к машинному производству    В) рост городов Г)подчинение экономики стран целям захватнических войн

ІV. Узнайте историческую личность:

21 Был первым русским царём, получившим трон не по наследству, а путём выборов.

22.Его личность до сих пор не установлена; многие считают, что это был беглый монах.

23.Прославившая её битва произошла под Орлеаном. Её объявили колдуньей и предали церковному суду, а четыре с половиной века спустя возвели в ранг католической святой.  24.Национальный герой чехов, родоначальник чешской Реформации. Был отлучён от церкви и казнён. В ответ на расправу с ним в Чехии началась война.

25.Известный христианский подвижник, которого современники называли «великим старцем», а московские государи считали его своим небесным покровителем.

V. Вычеркните лишнее

26.К числу повинностей крестьян в средние века относились: акцизные сборы, оброк, барщина, «куница».

27.В войне Алой и Белой розы приняли участие знатные династии: Валуа, Йорки, Ланкастеры, Тюдоры.

28.Тимур во 2 половине ХІV в. подчинил: Среднюю Азию, Китай, Иран, Малую Азию.

29.К числу мировых религий относятся: христианство, буддизм, ислам, индуизм.

30.В состав Рады великого князя литовского входили: воевода, каштелян, войт, подскарбий.

VІ. Ответьте на вопросы:

31.Самый учёный город Италии?

32.Её первые образцы были изготовлены из отходов шёлкового производства.

33.Это страна последняя в Новом Свете, отменившая рабство в 1888 г.

34.В этой стране появилась самая первая фабрика.

35. Самая первая Нобелевская премия в области физике была присуждена в 1901 г. С этим открытием мы сталкиваемся хотя бы 1 раз в год.

VІІ. 36Рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте на вопросы

А)

Б) 


1. Кто является автором картин? 

2. Когда они написаны? 

3. Каким историческим событиям они посвящены

4. С историей каких современных государств связаны эти события?

 

37


                                                        БЛОК 2 (ДОКУМЕНТЫ)


ЗАДАНИЕ 1.ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА И ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

“…И сел на великое княжение князь великий (1) в Вильно и Троках. И княжил велики князь (1) два года без двух месяцев, и при своим княжении послал он смоленского владыку Герасима в Царьград (для посвящения) на митрополию. И не справился (великий князь (1) ) с управлением государством. И первого сентября (2) года посадила литва на великое княжение, в Вильно и Троки, великого князя (3). (1) ж пошел княжить в Полоцк и Смоленск, и русские князья и бояре посадили его на великое княжение Русское.… На третий же год князь великий (1) сжег в Витебске митрополита Герасима. … И великий князь (3) послал на князя (1) своего сына, князя Михаила. Князь Михаил пришел со своим войском литовским и с ляхами, и случилась битва на Сёмин день на летопроводца. … И помог Бог великому князю (3) и его сыну Михаилу, и разбили они князя (1) и всё его войско, и много князей убили, а иных руками половили.… В следующем же … году полочане и витебляне, не ожидая ниоткуда помощи, поддались князю великому (3). И стал княжить великий князь (3) на великом княжении Литовском и Русском”.

1). Какое общегосударственное событие описано в Белорусско-Литовской летописи 1446г.?

2). Имя какого князя спрятано под номером 1?

3). Какой год спрятан под номером 2?

4). Имя какого князя спрятано под номером 3?

5). Когда и где произошла упомянутая в отрывке генеральная битва? Каков её результат


ЗАДАНИЕ 2. Ответьте на вопросы:

1. Насильственный сгон крестьян с земли и превращение пашни в пастбища для овец –это___________

2. В Англии – Парламент, во Франции – Генеральные штаты, а в Испании -________________________

3. Укрепленное поселение с постоянным торгово-ремесленным населением – это___________________

4. Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит человеку   или людям, которых избирают всеобщим голосованием.—это ______________________________________________

5. Племена народов Европы, нападавшие на Римскую империю, не имевшие городов и письменности и говорившие на непонятных для римлян языках – это ____________________________________________

6. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:


1) Как называется этот документ?______________________________________

2) Когда и где он был издан? __________________________________________

3) Какие исторические деятели подготовили его издание?__________________

4) На каком языке был издан этот документ?_____________________________

5) Объясните, в чем заключается идея правового государства, сформулированная в этом документе. _________________________________________________________

6) Докажите, что этот исторический документ является памятником феодального права._______________________________________________________________

ОТВЕТ

1. IIIСтатут

2. В1588 г. город Вильно, типография братьев Мамоничей

3. Остафий Волович, Лев Сапега

4. старобелорусский

5. во вступлении Л.Сапега сформулировал идею правового государства: подчинение всех единому праву, разделение властей

6) Законы Статута защищали интересы феодалов, усиливали их привилегированное положение, было окончательно утверждено закрепощение крестьян

НЗАДАНИЕ 3. Напишите понятие, имя или название документа.

21. Отказ шляхты повиноваться королю и выступление против него с оружием в руках - ___________

22.Учение мыслителей Возрождения, в центре которого находился человек во всех проявлениях его жизни - ________________________________

23.В XVIXVIII вв. в Речи Посполитой право депутата сейма прервать заседание и отменить все принятые на нем постановления своим устным протестом - ___________________________________

24.26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло важнейший документ Французской революции_________________________________________________________________

25.Политический деятель XVI в. первый советник великого князя литовского Александра, возглавил выступление против власти Сигизмунда I Старого с целью раздела страны и создания самостоятельного государства с поддержкой Москвы.___________________________________


2. Ответьте на вопросы.

1. Самый учёный город Италии? 

2. Её первые образцы были изготовлены из отходов шёлкового производства. 

3.Это страна последняя в Новом Свете, отменившая рабство в 1888 г. 

4. В этой стране появилась самая первая фабрика. 

5. Самая первая Нобелевская премия в области физике была присуждена в 1901 г. С этим открытием мы сталкиваемся хотя бы 1 раз в год. 


БЛОК 3 (ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ)

1. Соотнесите авторов с их произведениями:

1) Иероним Босх; 2) Леонардо да Винчи; 3) Альбрехт Дюрер; 4) Рафаэль; 5) Микеланджело Буанарроти

А) 

Б)

В)



Г)


Д) 



2.Соотнесите гуманистов и общество, в котором они мечтали жить

1

Томас Мор

А

 Город солнца  

2

Эразм Роттердамский

Б

Мория   

3

Ульрих фон Гуттен

В

 Гуттия

4

Томмазо Кампанелло

Г

Утопия

 3.Назовите архитектурные памятники, город где они находятся и век, в котором были созданы.

1)

2)

3)



4)



5)


4.Разгадайте кроссворд

1.Творческое отражение, воспроизведение действительно­сти в художественных образах.

2. Страна, в которой жил и рабо­тал выдающийся художник XVI в. А. Дюрер. 

3. Страна, подарившая миру писателя-гуманиста, в произведениях которого отвергаются средневековый аскетизм, ханжество и предрассудки. 

4. Создатель какого-либо произведения. 

5. Образ Богородицы, Богоматери, Девы Марии в католической Италии

6. Страна, в которой творил ярчайший представитель эпохи Возрождения. 

7. Несоответствие между выдуманным миром и реально­стью.

8. Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, личную или общественную катастрофу.  

9. Название лондонского театра, в котором было поставлено большинство пьес У. Шекспира.

Если все клеточки по горизонтали заполнены верно, то в выделенном столбце можно прочитать фамилию знаменитого испанского писателя эпохи Возрождения.

 


СООТНЕСИТЕ ДАТУ, СОБЫТИЕ И КАРТИНУ, НА КОТОРОЙ ОНО ИЗОБРАЖЕНО. НАПРИМЕР, 1- А-IV

1. 415 г. до н.э.

А) падение Константинополя

I. 





V. 

2. 44 г. до н.э.

Б) атака на Сиракузы

3. около 500 г.

В) битва при Кресси

II. 

VI

4. 1346 г.

Г) крещение Хлодвига

5. 1453 г.

Д)  начало Реформации;

III. 





VII

6. 1517 г.

Е) подписание Вестфальского мира

7. 1572 г.

Ж) Варфоломеевская ночь

IV. 

VIII. 

8. 1648 г.

З) убийство Цезаря

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

 


БЛОК 4 (ПЕРСОНАЛИИ)

I. НАПИШИТЕ, О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ:

ПЕРСОНАЛИИ  ИЗ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ

1.

 


государственный деятель ВКЛ, благодаря масштабу своей деятельности, энергии и патриотизму. Великий Канцлер, Великий Гетман, дипломат и военный. Поднялся на самую вершину иерархической лестницы с нижних ступеней. С его именем связаны разработка и издание ряда важнейших государственных документов. Основной из них - знаменитый Статут 1588-го года. В нём определялось государственное устройство ВКЛ.

 

2.

Выдающийся полководец, один из самых
успешных монархов в Речи Посполитой.
Стремился к укреплению королевской
власти, но при нем расширялись и права шляхты.
Своей основной резиденцией король выбрал Городню, где проводил много времени.

 

3.

Он был королем Речи Посполитой 146 дней и всё его правление было заполнено пирами и праздниками, после чего убежал на родину, где получил Французскую корону.

 

4.

 

Королева польская и великая княгиня литовская.
Жена Сигизмунда I Старого. Происходила из династии миланских герцогов. Деятельность королевы и ее окружения значительно способствовала распространению на
белорусских землях достижений итальянского
Возрождения.

 

5.

Просветитель, астроном, математик. Доктор философии и теологии, член-корреспондент Парижской академии наук и Французского народного института, член Лондонского Королевского и Варшавского и других научных обществ. Ректор Главной виленской школы (1780-1803).

 

6.

Вторая «беларуская Жанна Д’Арк», участница восстания 1831-го года. Она сформировала собственный военный отряд в несколько сот воинов и провела ряд успешных боёв против царских войск. Увлечённо собирала беларуский фольклор и хореографию, виртуозно исполняла галошанні и сама писала стихи в подобном духе. 

 

ПЕРСОНАЛИИ ИЗ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

1.

Киевский князь Ярослав Владимирович вошел в историю как славный просветитель, правитель и дипломат. Им составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». 

 

2.

Король Англии с 1199 года и герцог Аквитании из династии Плантагенетов, На основе Баронских статей в период с 15 по 19 июня 1215 года был создан текст так называемой Великой хартии вольностей.

 

3.

Национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне.

 

4.

Французский король. Подданные называли его «Король – солнце». Его правление  характеризовалось невиданным блеском и роскошью аристократической верхушки.

 

5.

Один из лучших английских писателей,
родился в семье зажиточного горожанина. Вся его жизнь была связана с театром «Глобус» в Лондоне, который был популярен не только среди богатых, но и среди бедных людей. Именно здесь было
поставлено большинство его пьес.

 

6.

Христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Основатель лютеранства.