Олимпиады 11 класс

 

БЛОК 1 (картографический)

Задание 1.

 Внимательно рассмотрите карту и напишите цифру и название страны, с историей которой связаны следующие факты.

А. Война трёх Генрихов (XVI век).

Б. Иконоборческое восстание.

В. Медный бунт.

Г. Варфоломеевская ночь.

Д. «Пороховой заговор».

Е. Финансирование экспедиции Колумба.

Ж. Инквизиция приговорила к смерти всех ее жителей.

З. «Соляной бунт».

И. «Славная революция».

К. Эпоха дворцовых переворотов.

2

Территория, заштрихованная на карте, была освобождена Красной Армией в ходе операции:

1) «Багратион»

2) «Тайфун»

3) «Гельб»

4) «Оверлорд»

5) «Вайс»

6) «Летняя гроза»

3

Независимым к 1945 г. было африканское государство, территория которого обозначена на карте цифрой:

ОТВЕТ: 1; 2; 3; 4.

 

4

Конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов произошел в 1982 г. между Великобританией и государством, территория которого обозначена на карте цифрой:

ОТВЕТ: 1; 2; 3; 4.

 

5

Территория последней крупной африканской колонии ЮАР, получившей независимость в 1990 г., обозначена на карте цифрой:

ОТВЕТ: 1; 2; 3; 4.

А)Город, где в годы 9-й пятилетки был введен в строй шинный комбинат, обозначен на картосхеме цифрой:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

Б) Город, где в БССР было построено предприятие по производству телевизоров, обозначен на картосхеме цифрой: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

В) Город, где в БССР в годы 8-й пятилетки был построен электроламповый завод, обозначен на картосхеме цифрой:

1) 1;  2) 2;  3) 3;  4) 4.

Г) Город, где в БССР был построен нефтеперерабатывающий завод, обозначен на картосхеме цифрой:

1) 1;  2) 2;  3) 3;  4) 4.

 

БЛОК 2 (ТЕСТОВЫЙ )

ТЕСТ

I. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА.

1З. Первый в мире письменный мирный договор был подписан между:

а) египтянами и хеттами; б) египтянами и ассрйцами; в) Палестиной и Финикией; г) Финикией и Ассирией.

2. Храм Святой Софии в Константинополе был построен в:

а) IV в.; б) VI в.; в) IX в.; г) XII в.

3. «Золотая булла» была основным законом:

а) Англии; б) Испании; в) Франции; г) Священной Римской империи.

4. «Книга Страшного суда» - это:

а) список еретиков, созданный иезуитами;

б) всеобщая поземельная перепись в Англии;

в) литературное произведение Данте Алигьери;

г) сборник письменных законов в Византийской империи.

5. Революция во Франции марта-мая 1871 г. вошла в историю как:

а) «Славная революция»; б) «Парижская революция»; в) «Парижская коммуна»; г) «Бархатная революция»

6. С конца Х до конца XI в. на территории Беларуси использовались динарии завезенные из:

а) Ближнего Востока; б) Скандинавии; в) Западной Европы; г) Ирана и Средней Азии.

7. Понятие, которое обозначало у восточных славян место сбора князем дани с подвластного населения:

а) волок; б) полюдье; в) оброк; г) погост.

8. Название должности, которая свидетельствовала о получении городом магдебургского права:

а) лавник; б) ключник; в) подскарбий; г) мечник.

9. Название первой на территории Беларуси железной дороги:

а) Либаво-Роменская; б) Московско-Брестская;

в) Петербургско-Варшавская; г) Риго-Орловская

10. Название художественного стиля классицизм происходит от латинского слова:

а) вычурный; б) имперский; в) жемчужина; г) образцовый.

12. Белорусский город, в котором был построен первый пример барочного архитектурного стиля _________

13. Город, в котором в 1638 г. был опубликован «Букварь» Спиридона Соболя о __________

III. РАССТАВЬТЕ В ПРАВИЛЬНОЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

14. Царствование императоров:

а) Александр II; б) Николай II; в) Николай I; г) Александр I; д) Александр III.

1.

2.

3.

4.

5.

15. События первой половины ХХ в. в Европе:

а) Пакт Молотова-Риббентропа;

б) Антикоминтерновский пакт;

в) Аншлюс Австрии;

г) Мюнхенский сговор;

д) Стальной пакт.

1.

2.

3.

4.

5.

16. События первой половины ХХ в. в России:

а) свержение монархии в России;

б) третьиюньская монархия;

в) Корниловский мятеж;

г) Октябрьская социалистическая революция;

д) «Кровавое воскресенье»

1.

2.

3.

4.

5.

IV. СООТНЕСИТЕ:

17. Международные конференции и документы, которые были подписаны:

1. Парижская

а) Рейнский гарантийный пакт

2. Генуэзская

б) Версальский договор

3. Локарнская

в) план Ч. Дауэса

4. Лондонская

г) «договор пяти держав»

5. Вашингтонская

д) Раппальский договор

1.

2.

3.

4.

5.

18. Политические деятели и страны:

1. Л. Блюм

а) Польша

2. Т. Масарик

б) Чехословакия

3. Ю. Пилсудский

в) Испания

4. М. Хорти

г) Франция

5. Ф. Франко

д) Венгрия

1.

2.

3.

4.

5.

19. Соотнесите даты и события:

А) 1854 г.

1) избрание президентом Авраама Линкольна

Б) 1882 г.

2) покупка США Аляски у России

В) 1867 г.

3) Образование Тройственного союза

Г) 1917 г.

4) вступление США в Первую мировую войну

Д) 1860 г.

5) образование демократической партии в США

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

20. Соотнесите:  Крылатые фразы и их авторов:

А) «От великого до смешного один шаг»                     

1) А.С.Пушкин

Б) «Победителя не судят»   

2) Наполеон I

В) «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить»

3) Максим Горький

Г) «Рожденный ползать летать не может»

4) Екатерина II

Д) «С корабля на бал»

5) Ф.Шиллер

1 -

2 -

3 -

4 -

5        -

21.Соотнесите:

А. Один из руководителей обороны Брестской крепости

1) Е. Фомин

Б. Руководитель Белорусского штаба партизанского движения

2) Е. Мазаник

В.Руководитель подпольной группы на железнодорожном узле города Орши;

3) К. Заслонов

Г. Подпольщица, участница операции по уничтожению гауляйтера В. Кубе

4) П. Калинин

А -

Б -

В -

Г -

22.Соотнесите:

А) Тереза Мэй

1) Германия

Б) Эмманюэль Макрон

2) Италия

В) Ангела Меркель

3) Великобритания

Г) Паоло Джентилони

4) Франция

А -

Б -

В -

Г -


23.Дополните высказывание

1.Первым князем ВКЛ был __________________________

2.Древнейшие стоянки людей обнаружены в Беларуси на реках __________________________

3.Уроженцем Беларуси, руководителем восстания 1794г. за сохранение независимости Речи Посполитой    был______________________

4. О нём А. Звонок писал: «Писатель, драматург, художник, музыкант, актёр, режиссёр. Последователь традиций И. Буйницкого, руководитель Белорусского передвижного театра – необычного театра молодой советской республики_____________________

5.Массовое общенациональное движение против рабства получило название________________

6.Этот американский писатель принимал участие в гражданской войне в Испании, воспоминания о которой воплотились в его романе «По ком звонит колокол» - _____________________

7.Форма объединения политических организаций во Франции и Испании в 30-х гг. ХХв. для борьбы против фашизма, поддержанная трудящимися, называлась _____________________________


БЛОК 3 ( КАРИКАТУРЫ)


ЗАДАНИЕ 1.

1. Внимательно рассмотрите карикатуру и ответьте на вопросы.

1) Кто изображен на английской карикатуре 1871 года?

2) Почему художник изобразил его именно в таком виде?  

3) Что вызвало появление этой карикатуры?

 



ОТВЕТ:

1)  Английский ученый Чарльз Дарвин

2) На карикатуре высмеивается выдвинутая Дарвином теория происхождения видов, согласно которой в упрощенном, обывательском понимании человек происходит от обезьяны. Следовательно, и Дарвин, по мнению художника, происходит от обезьяны, в виде которой и изображен.

3) После обнародования теории Дарвина о происхождении человека она нашла крайнее неприятие в определенных кругах общества, особенно проникнутых религиозным мировоззрением. Научное представление о происхождении всех видов животных (включая человека) в ходе эволюционного развития, при котором важное значение отводилось естественному отбору, отвергалось сторонниками божественного происхождения всего живого на земле. 


ЗАДАНИЕ 2.

1.Какие политические процессы и события символизирует данная
карикатура, какому времени она посвящена?

2.Какое символическое значение несут изображенные персонажи? Назовите
монархов, изображенных на карикатуре.

3.Какие последствия имела политическая ситуация, изображенная на
карикатуре, для всех участников тех событий (дайте развернутый ответ).

ОТВЕТЫ:

1.Борьба великих держав за раздел Китая на сферы влияния на рубеже XIX–XX вв.

2.Пирог олицетворяет Китай, который делят между собой (слева направо): английская королева Виктория, Вильгельм II, император Германский (спорящий с Викторией о куске пирога, вонзив при этом в пирог кинжал в знак своих агрессивных намерений), Николай II, император Российской империи, присматривающий особый кусок (Порт-Артур), французская Марианна (представленная не принимающей участия в разделении пирога, но приближённой к Николаю II как знак Франко-русского союза) и японский император Мэйдзи, глубоко задумавшийся, какие куски ему взять. Позади них –  представитель двора Цин, поднявший руки в бессильной попытке остановить их. 

3.В 1890-х гг. иностранные державы перешли в решительное наступление на Китай. Цинскому правительству навязывались неравноправные соглашения, по которым каждая из держав получала особые права и привилегии в том или ином районе Китая. В итоге сферы влияния иностранных держав в Китае: Англия (Южный Китай, остров Хайнань, Тибет), Франция (Южный Китай), США (боролись за экономическое влияние во всем Китае), Германия (п-в Шаньдун), Россия и Япония (Монголия, Маньчжурия, Корея, Тайвань).

Бесцеремонное вмешательство иностранцев вызвало волну патриотических настроений среди различных слоев китайского общества. Попытки спасения Китая «сверху» и «снизу».

Лето 1898 г. начались реформы с целю модернизации Китая сторонниками Кан Ювэя. Политика реформ натолкнулась на решительное сопротивление консерваторов во главе с Цыси, которые с помощью маньчжурской гвардии осуществили переворот. Император был арестован, реформаторы схвачены и казнены, а указы о реформах отменены.

В 1899 г. в провинции Шаньдун, сфере влияния Германии, вспыхнуло народное восстание против иностранцев. Во главе восставших стояло общество Ихэтуань («Отряд справедливости и согласия»). Под предлогом защиты своих подданных восемь иностранных государств – Англия, Франция, Австрия, Россия, США, Италия, Германия и Япония – направили в Китай войска. Иностранныеармии с неслыханной жестокостью подавили восстание в 1901 г. Китаю был навязан унизительный договор. Восстание ихэтуаней, приостановило начавшийся в конце XIX в. территориальный раздел Китая.


БЛОК 4 (ДОКУМЕНТЫ)

ЗАДАНИЕ 1. «Сто лет назад великий американец, под чьей символической сенью мы сегодня собрались, подписал Прокламацию об освобождении негров.

Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов черных рабов, опаленных пламенем испепеляющей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения. Но по прошествии ста лет мы вынуждены признать трагический факт, что негр все еще не свободен. Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, по-прежнему калечится кандалами сегрегации и оковами  дискриминации. Спустя сто лет негр живет на пустынном острове бедности посреди огромного океана материального процветания.

Спустя сто лет негр поопрежнему томится на задворках американского общества и оказывается в ссылке на своей собственной земле. Вот мы и пришли сегодня сюда, чтобы подчеркнуть драматизм плачевной ситуации».

А)  Определите время, когда была произнесена эта речь. Кто ее автор?

Б) Что означают понятия «сегрегация» и «дискриминация»

В) Какая проблема американского общества в ней отражена?

 

ОТВЕТ:

А) 1964 М.Л. Кинг

Б) Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения;

Дискриминация – ограничение прав и свобод человека по определенному признаку.

В) 


ЗАДАНИЕ 2.Эта небольшая книга начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» и содержит следующую программу действий:

«Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно примен-ены следующие меры:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.».

1). Кто автор этой книги? ________________________________________________________________________

2). Как называется книга? ________________________________________________________________________

3). В каком году была издана эта книга? ____________________________________________________________

4). Каким лозунгом заканчивается книга? ___________________________________________________________

5). Какое название получила идеология, в основе которой лежит эта книга?_______________________________

ОТВЕТ:

1)     1.К. Маркс и Ф. Энгельс         

2)  2.«Манифест коммунистической партии»

3)   3.21 февраля 1848 г.   

4)  4.  Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

5.Марксизм (принимается марксизм-ленинизм).