Обществоведение 9 класс

 

БЛОК 1 (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ)

ТЕСТ 1

І. В заданиях 1-10 может быть только один правильный ответ.

1. Представление о высшей степени совершенства, являющейся важным фактором самовоспитания, называется: а) цель;  б) идеал;  в) мотив;  г) мечта;

2. Занятие аэробикой относится к:  а) элитарной культуре;   б) массовой культуре;   в) народной культуре;   г) профессиональной культуре.

3. А.С. Пушкин назвал «умной стариной»:  а) полезные вещи, имеющие давнее происхождение;  б) традиции, утратившие свою значимость;   в) грамматические нормы языка;   г) традиции, необходимые следующим поколениям.

4. Образ мыслей отдельного человека или группы людей называют:  а) менталитетом;  б) сознанием;  в) эмоциями;  г) представлениями.

5. Стереотипы – это:  а) установки;   б) восприимчивость к чужому мнению;   в) рефлексия;   г) привычные взгляды.

6. Группу пассажиров в купе можно охарактеризовать как:  а) кратковременную и неформальную;    б) большую и постоянную;   в) малую и формальную;   г) диффузную и формальную;

7. Эмпатия – это:  а) сопереживание;   б) самостоятельность;  в) безразличие;  г) себялюбие.

8. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры:   а) норм этикета;   б) норм морали;   в) традиций;   г) народной мудрости.

9. Принцип – «Спешите делать добро» – является:  а) законом науки;   б) предписанием морали;   в) нормой права;   г) правилом этикета.

10. Суждение о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа называют:   а) гегемонизмом;    б) ксенофобией;   в) европоцентризмом;    г) этноцентризмом.

В заданиях 11-13 возможен не один правильный ответ

11. К признакам индивида относятся:  а) способности;    б) пол;   в) возраст;   г) цвет глаз.

12. Основными областями творчества являются:  а) искусство;  б) наука;  в) техника;  г) религия.

13. В императивном общении используют:  а) приказы;  б) предписания;   в) просьбы;  г) угрозы;  д) требования.

II. В заданиях 14 -18 установите соответствие между элементами множеств.

14. Функции морали и характеристики их содержания, данные известными философами и общественными деятелями

 

Функция морали

 

Характеристика функции

1

Регулятивная

А

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.  Демокрит

2

Ценностно-ориентировочная (мировоззренческая)

Б

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.  И. Кант

3

Мотивационная

В

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.  Карл Маркс

4

Социализации

Г

Внеобщественный человек не может иметь морали.  Вольтер

5

Коммуникативная

Д

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.  Т. Рузвельт

6

Познавательная

Е

…что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д.  С. Н. Булгаков

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

15. Имена мыслителей, ученых и принадлежащие им произведения, суждения, идеи

1

К.Роджерс

А

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

2

И.П.Павлов

Б

Теория культурно-исторических типов общественной жизни

3

У.Теккерей

В

Назвал традиции «умной стариной»

4

Н.Я.Данилевский

Г

«Я-концепция»

5

А. де Сент-Экзюпери

Д

«Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица»

6

А.С.Пушкин

Е

Объяснил происхождение темперамента

 

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

 

16. Названия религий и относящиеся к ним понятия и термины

1) Ислам                     

2) Буддизм                  

3) Христианство        

4) Иудаизм  

А) нирвана;   Б) костел;  В) хадж;   Г) шаббат;   Д) ламы;   Е) православие;   Ж) талмуд;   З) Коран;   И) лютеранство

 

 

 

1 -

2 -

3 -

4 -

 

17. Типы темперамента с их мультипликационными представителями:

1) сангвиник

А) кот Леопольд

2) холерик

Б) Пьеро из сказки «Золотой ключик»

3) флегматик

В) Вини Пух

4) меланхолик

Г) Карлсон                         

1 -

2 -

3 -

4 -

18. Определите автора

1

Выделил два основных типа характера: экстраверты и интроверты

А

К.Роджерс

2

Научно объяснил происхождение темперамента

Б

Л.Гумилев

3

Исследователь «Я-концепция»

В

И.П.Павлов

4

Разработал натуралистический подход к изучению общества

Г

К.Г.Юнг

 

1 -

2 -

3 -

4 -

 

    

III. К  изданию    готовится  учебник  обществоведения,  но  в  электронной  версии  произошёл сбой, после  чего  перемешались  тексты.  В заданиях 19-23 помогите  восстановить понятия и их определения.

19. Общность людей, сходным образом жизни,  цивилизация, устойчивая,  духовными традициями, объединенных,  географическими и историческими рамками, это.

___________________________________________________________________________________

20. Отношение к окружающему миру,  деятельность, это, характерное,  активное, для человека,  целенаправленное,  и самому себе.  

___________________________________________________________________________________

21.  Это, общение,  свое отношение друг к другу, процесс взаимодействия, , выявляют, они,  обмениваются информацией,  людей, в ходе которого.

_________________________________________________________________________________

22. Формы и правила поведения, обряды, обычаи,  исторически сложившиеся,  знания, опыт, и передаваемые от поколения к поколению, это, нравы, традиция.


23. Гуманизм,  утверждает, достоинство и самоценность человека, на счастье,  которая, мировоззренческая идея, это, его свободу и право.


IV. Выполните практические задания

24. Найдите зашифрованные понятия и дайте им определения (используются все ячейки, зашифровано 5 слов, соединения букв в слове по диагонали не допускаются)

Е

И

Н

З

З

И

М

О

С

Е

Р

О

Р

Я

Ц

И

И

З

В

О

И

М

А

Л

А

Ц

Э

Ц

Е

Н

Т

Я

И

В

Ю

И

Л

А

Е

К

О

Л

Т

Е

Т

Т

И

Т

Э


ТЕСТ 2

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

 

1. Установите соответствие между понятием и их содержанием:

А

Идеология

1

Общее чувственно-эмоциональное отношение к миру, связанное с преобладающим настроением

Б

Мировоззрение

2

Представления человека о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окружает

В

Мировосприятие

3

Обобщенное понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших представлений и убеждений

Г

Мироощущение

4

Обобщенная характеристика ценностных ориентиров личности или общества в целом

Д

Миропонимание

5

Представление окружающего мира в идеальных образах, соответствующих реальности или ее искажающих

 

Ответ: А-______; Б-______; В-______; Г-______; Д-______.

 

2.Установите соответствие между понятием и его содержанием:

1

Миграция

А

Добровольное или вынужденное переселение в другую страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания

2

Эмиграция

Б

Изменение индивидом или группой социальной позиции, места  занимаемого в социальной структуре

3

Иммиграция

В

Перемещение населения  с целью изменения места жительства

 

 

Г

Въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемы по отношению к стране, куда въезжают  мигранты

 

Ответ: 1-______; 2-______; 3-______ .

 

3. Установите соответствие между понятием и его содержанием:

1

Индивид

А

Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека, а также его жизненный опыт

2

Личность

Б

Отдельно взятый человек как носитель определенных биологических свойств и качеств

3

Индивидуальность

В

Свойство  человека субъективно отображать события объективной реальности для ориентации и взаимодействия с окружающей средой

 

 

Г

Человек, обладающий совокупностью социальных и духовных качеств, приобретенных им  в процессе возрастного развития  социализации

 

4.Выберите из предложенных ниже вариантов правильные и заполните пропуски нужными буквами (каждой цифре соответствует только одна буква):

«Стакан наполовину полон или наполовину пуст» - общеупотребительное выражение, часто используемое в качестве вопроса. В зависимости от ответа на данный вопрос человека обычно описывают как 1__________ или 2__________.

а) пессимиста;              д) нонконформиста;         

б) индивидуалиста;      е) оптимиста;

в) коллективиста;         ж) альтруиста;

г) конформиста;            з) эгоиста

                       





5.Восстановите систему развития права на белорусских землях:

А) ІІІ Статут ВКЛ;

Б) привилей великого князя Александра Казимировича;

В) «Русская правда»;

Г) Городельский привилей;

Д) Судебник Казимира.

Ответ:____________________________________.

6.Человек как биологический организм:

1) моделирует свои поступки;        

2) является субъектом общественной жизни;

3) подвержен разнообразным заболеваниям;

4) усваивает достижения культуры.

 

7.Отрицательной чертой холерика является:

1) быстрое принятие решений;             3) несдержанность, резкость поведения;

2) пассивность, вялость, безразличие; 4) чрезмерная замкнутость, застенчивость.




БЛОК 2

1.Рассмотрите картинки,  определите тип темперамента и дайте им краткую характеристику.



1 - ________________________________
2 - ________________________________
3 - ________________________________
4 - _________________________________


1.     2.Тест по теме "Темперамент"

1.Продолжите определение «темперамент» – это…

а) врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний;

б) индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека;

в) это качества личности, определяющие его тип нервной системы.

 2. При характеристике типов ВНД И.П. Павлов описал такие свойства, как сила, уравновешенность и подвижность. Соотнесите свойство и его описание.

а) сила нервных процессов;

б) уравновешенность нервных процессов;

в) подвижность нервных процессов;

г) это соотношение процессов возбуждения и торможения;

д) это способность быстрой смены процессов возбуждения и торможения;

е) работоспособность корковых клеток, способность длительно выдерживать нервные напряжения.


3. Каждый тип темперамента отличается поведенческими реакциями. Распределите примеры поведенческих реакций по типам темперамента.

а) холерик –

 

б) меланхолик –



в) сангвиник –



г) флегматик -

 Примеры: общителен, боязлив, высокая утомляемость, контактен, целеустремлен, высокая потребность деятельности; целеустремленность, но интересы часто меняются; замедленное формирование программ поведения; высокая целеустремленность и работоспособность; трудно устанавливает контакты, нерешителен, при новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение.

4. Понятие темперамент  впервые ввел:

а) А.Е. Личко;

б) И.П. Павлов;

в) К. Леонгард;

г) Гиппократ. 

 

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!

    




ХАРАКТЕР

Типы характера:



Интроверты стараются избегать чрезмерного общения, их главный интерес составляет собственный внутренний мир.

Экстраверты отличаются активностью, общительностью, стремлением достигнуть общественного признания и успеха.


БЛОК 3

 

ЗАДАНИЕ 1.

Проанализируйте представленный отрывок из произведения Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» и ответьте на вопросы.




…И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин. А вечером папа с мамой пришли. Мама как вошла, сразу и сказала:

 — Что-то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил.

А папа сказал:

— Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот нам не помешает.

Мама говорит:

— Тебе не помешает, а мне помешает.

— Чем он тебе помешает?

— Тем, — отвечает мама. — Ну ты вот сам подумай, какая от этого кота польза?

Папа говорит:

— Почему обязательно польза? Вот какая польза от этой картины на стене?

— От этой картины на стене, — говорит мама, — очень большая польза. Она дырку на обоях загораживает.

— Ну и что? — не соглашается папа. — И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сторожевой кот. Будет дом охранять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Мама даже рассердилась:

— Вечно ты со своими фантазиями! Ты мне сына испортил… Ну вот что. Если тебе этот кот так нравится, выбирай: или он, или я.

Папа сначала на маму посмотрел, потом на кота. Потом опять на маму и опять на кота.

— Я, — говорит, — тебя выбираю. Я с тобой уже давно знаком, а этого кота в первый раз вижу.

— А ты, дядя Фёдор, кого выбираешь? — спрашивает мама.

— А никого, — отвечает мальчик. — Только если вы кота прогоните, я тоже от вас уйду.

— Это ты как хочешь, — говорит мама, — только чтобы кота завтра не было!..

ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте описанное общение, используя различные критерии классификации.

2. Какие средства общения являются преобладающими в данном случае?

3. Какие позиции занимают в конфликте папа и сын относительно мамы?

4. С помощью каких животных можно визуализировать позицию папы и позицию сына?

ЗАДАНИЕ 2.

Проанализируйте представленные изображения. Заполните таблицу и ответьте на вопросы.


1. Заполните таблицу.

 

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

Какие виды любви отражает (по классификации древних греков)

 

 

 

Какие функции семьи иллюстрирует

 

 

 

 

 

 

 

2. Охарактеризуйте семью на иллюстрации 1, используя различные критерии классификации.

3. Охарактеризуйте представленные вкладыши из жевательной резинки “Love is…” как объект культуры. К каким видам культуры они относятся и какие тенденции в развитии культуры отражают?

4. Определите, в чем заключается специфика функционирования семьи в обществе с точки зрения социологии.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ РБ

https://docs.google.com/forms/d/1X7wYLUUwn03B9TCcxNTWpJyS0TS6qPXK-7C-p1a2KZQ/edit