Каждый учитель хочет,
чтобы его учащиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В
этом заинтересованы и законные представители учащихся. Но подчас и учителям, и
родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы
прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что
у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Поэтому основная педагогическая идея опыта заключается в создании условий для
повышения учебной мотивации к изучению учебного предмета «История » посредством
широкого внедрения в учебный процесс на II ступени общего среднего образования
интерактивных методов и приёмов.
Обобщаемый опыт можно
классифицировать как репродуктивно-рационализаторский, соответствующий перечню
критериев по Н.В. Кухареву, основополагающими принципами которого являются
результативность образовательного процесса, наличие творческого поиска,
актуальность, преемственность, перспективность, умение выявлять и преодолевать
противоречия.
В
основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов И. Песталоцци,
В.А. Сухомлинского, А. Дистервега, общая идея которых заключается в
том, что для успешного обучения и воспитания необходимо повышение учебной
мотивации, развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.
Теоретическая база опыта основана на стратегии активного обучения, разработанной
Губаревичем Д.И., Губаревич И.И., Петрусевым С.В. и описанной в книге «Обучаем
иначе» [3].
Известно, что
задача каждого учителя – не просто дать базовые знания обучающимся, но и
направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких
методов и приемов обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным,
вызовут интерес у школьников к учебному предмету, и будет способствовать
созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей
обучающихся. Интерактивные методы обучения при этом становятся мощным
средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников,
повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности
каждого учащегося в процессе изучения истории.
Развитие мотивации обучения происходит на каждом этапе урока.
На ориентировочно-мотивационном этапе очень важна эмоциональная завязка урока, «активизация внимания к новой теме»; с этой
целью я тщательно продумываю начало
урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью,
что позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Моя задача
на данном этапе – актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы
хорошо поработали над предыдущей темой»), вызвать мотивы относительной
неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»),
усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей
жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях»), усилить
непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Достаточно эффективными являются такие приёмы и методы,
как «Квик-настройка», «Найди ошибку», «Акроним», «Дешифровка», «Крестики –
нолики», «Коучинг сессия».
На этапе усвоения новых знаний
происходит усиление вызова мотивации, поэтому необходимо продумать и
организовать различные виды деятельности, направленные на более глубокое
изучение исторического материала. Опыт работы показал, что именно на данном
этапе необходимо сориентировать на познавательные и социальные мотивы,
вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление
(познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком
(социальные мотивы), интерактивные
методы «ЗХУ», «Метод мест», «Да-Нет», «Историческая реставрация», «Чистая
доска», «Пентагон», «Ментальные карты».
На этапе завершения урока для меня важно, чтобы каждый ученик вышел из
деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникла
положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление
оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя, поэтому я
использую методы «Кластер»,
«Логические цепочки», «Соотнеси понятия», «Метод мест», «Заверши фразу».
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности формируется через
чередование и применение на разных этапах урока разнообразных методов и приёмов
формирования мотивации. Много методов, направленных на развитие умений учеников
составлять вопросы, выполнять творческие задания, находить альтернативные
решения, предлагают авторы технологии критического мышления.
Приведу наиболее эффективные интерактивные методы и приёмы, используемые в
практике моей работы:
«Мозговой
штурм» – оперативный метод решения проблемы на основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том
числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
«Пометка на полях» – учащимся предлагается проработать текст параграфа,
используя установленную знаковую систему:
V
– известная учащимся информация;
+
– новая,
неожиданная информация;
-
– информация,
противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не
вполне понятна).
Этот прием использую на этапе
первой проверки умений и коррекции знаний при изучении темы «События первой мировой
войны». На этом же этапе эффективным приемом является и ролевая игра. Например,
при изучении темы «Образование Речи Посполитой», после знакомства с причинами заключения
Люблинской унии и обстоятельствами Люблинского сойма, учащимся предлагается
стать делегатами сойма и занять позицию
одной или другой стороны, которые будут аргументировать, почему им так сложно
было договориться.
«Кейс-метод»
(разбор ситуаций). Учащиеся разбиваются на активные рабочие
группы по 4-6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы
предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые
потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии –
развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации
процесса обучения как процесса поиска. Применяю при изучении темы «Политический
кризис Речи Посполитой».
На изучение темы «Культура первой половины XIX в.» отведено 3 часа, я считаю целесообразным изучить эту тему с применением технологии OpenSpace
(Открытое пространство). Технология OpenSpace – это методика проведения
конференций и встреч, которая позволяет учащимся и группам эффективно
взаимодействовать и принимать коллективные решения.
«Займи позицию». При использовании данного метода предлагаю учащимся высказать свою позицию по
основному вопросу темы «Внутриполитическое положение ВКМ в первой половине XVI в.».
Прием
«Вертушка» формирует умение работать с текстом. Класс учащихся делится на группы по
3-5 человек. Каждой группе раздается рабочий лист с присвоенным номером. Я даю
задание группе заполнить первую колонку. На следующем этапе учащиеся
обмениваются заполненными рабочими листами (по часовой или против часовой
стрелки). Группа, получившая рабочий лист другой группы, ставит значки напротив
каждого пункта в первой колонке («+», если
согласны; «-», если не согласны; «?»,
если данное суждение требует уточнения) и на обратной стороне листа формулирует
вопрос. Таким образом, рабочий лист проходит через все группы в классе, и
каждая группа оставляет в колонках номер своей группы. После совершения полного
круга, лист возвращается в группу. Члены
группы отвечают на поставленные вопросы, ищут аргументы, если не согласны с «–».
Последний этап – это презентация своей позиции группам, которые выразили своё
несогласие, и ответы на вопросы сформулированные другими участниками групп. Этот
прием я использую на уроках обобщения и контроля знаний.
«Линия времени» (Таймлайн). На доске чертится линия,
на которой обозначаются, этапы изучения темы, формы контроля; проговаривается информация
о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе
находим уроки, на которых можно "передохнуть". "Линия
времени" позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным
продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой
последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают
учебный материал от общего к частному.
«Шестиугольное обучение,
или «гексы». По теме «События
Первой мировой войны на белорусских землях» ученикам можно предложить самостоятельно
изучить материал нового параграфа, а на доске как структурный центр разместить ключевые гексы. Гексы с текстом разместить
хаотично. В течение урока учитель и ученики работают с параграфом и выстраивают
«соты», объясняя связи.
В процессе реализации
метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у учащихся.
Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора
приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения
доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной
форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого
познавательного интереса.
Наиболее эффективным
приемом, повышающим уровень мотивации при изучении конкретных тем по истории
Беларуси, позволяющим обеспечить качественную подготовку учащихся к выпускному
экзамену по истории за период обучения и
воспитания на IIІ ступени общего среднего образования, является алгоритмизация.
Поставленная цель педагогического опыта определила критерии
успешности позитивного опыта. Применяемые интерактивные методы и приёмы при
обучении истории Беларуси на II ступени общего
среднего образования, позволили повысить уровень мотивации к изучению учебного
предмета «История Беларуси», качество знаний учащихся по учебному предмету.
Следствием повышения уровня мотивации является и поступление учащихся гимназии
в высшие учебные заведения на исторический факультет: за последние три года 8
выпускников гимназии продолжили обучение в БГУ и БГПУ имени М. Танка на
историческом факультете.
При реализации интерактивных методов обучения важным
является пребывание учащихся и учителя в одном смысловом пространстве;
совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, то есть включение в
единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов
реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное
состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению
решения задач.
Предложенный опыт не дает возможность считать
полученный результат окончательным, применяемые методы и приемы по повышению
уровня мотиваци всегда имеют перспективу развития.
Считаю, что представленный практический материал
может использоваться учителями истории при организации различных форм
образовательного процесса.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаев, А. Активные методы обучения /А.Балаев/ – Минск. – 1986. – 123с.
2. Божович, Л.
Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. Божович / – Минск. – 1972. – 96с.
3. Губаревич, Д.
«Обучаем иначе» / Д. Губаревич, И. Губаревич, С. Петрусев / –Минск. – 2004. – 146 с.
4. Загашев,
В. Заир-Бек, С. Критическое мышление: технология развития. / В. Загашев.
Заир-Бек / – СПб. – 2003. – 128с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий