вторник, 3 марта 2020 г.

ТЕМА "ГОСУДАРСТВО" (план-конспект урока по учебному предмету "Обществоведение ", 10 класс)


Учебная цель: учащиеся должны знать время и причины  возникновения первых государств; теории происхождения государств;   форму государства.
Развивающая:способствовать созданию условий для успешного взаимодействия учащихся в парах, развития коммуникативных навыков.
Воспитательная:создать условия для воспитания у учащихся  гражданственности, политической культуры, уважения к своей стране.
Учащиеся должны уметь:  выделять и характеризовать основные признаки государства; анализировать  типы и формы государства; приводить примеры форм правления, форм государственного устройства, органов государственной власти; объяснить функции государства, сравнивать их при демократическом и тоталитарном режиме правления; соотносить понятия «государство» и «общество».
Учащиеся должны знать:
1Основные понятия – государство, символика, суверенитет, монархия, республика гражданство, унитарное государство, федерация, конфедерация.
2. Примеры типов, форм и форм правления государств.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: прием «Расшифруйте анаграмму», «Ассоциации», «Инсерт», «Неконченное предложение», «Бортовой журнал».
Новые понятия: государство, символика, суверенитет, монархия, республика гражданство,  унитарное государство, федерация, конфедерация,
Эпиграф  к  уроку:
Государство – политическое состояние общества. Н. Макиавелли.
 План урока:
I. Организационно – мотивационный.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала.
 1. Теории возникновения государства.
2. Основные признаки государства.
3.Функции государства
4.Типы и формы государства.
IV. Закрепление изученного материала.
V.Рефлексия.
VI. Информирование о домашнем задании.
I этап: Организационно – мотивационный. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на представленный слайд «Узнай жест» (слайд №1). Какой  жест кому принадлежит?  (предполагаемые  ответы учащихся  личностям, правителям, людям, главам государств, политическим деятелям). В ходе диалога учитель задает конкретизирующие вопросы, при помощи которых  учащиеся называют конкретные персоналии – У. Черчелль, А.Меркель,  В.Путин, А.Лукашенко (слайд 2-5). Что объединяет этих  людей? (предполагаем ответ – политика, они граждане различных государств).
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Политико – правовая сфера общества». Давайте продолжим  эту тему используя прием
« Расшифруйте анаграммы».
Прием «Расшифруйте анаграммы». Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним. Объясните, лишнее понятие.
Пкилотиа, вопра, птаиря, славть, талитарнаято, мократидеческая, ституциякон, этали, наморх, логияидео, дарствогосу.
Учащиеся объясняют  понятия, а так же понятие которое не относится к теме.
Политика, право,партия,власть,тоталитарная,демократическая,конституция,
элита, монарх, идеология, государство. Предполагаема ответы учащихся:
1.Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.
2.Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
3.Государство-организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
4.Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.
Учитель. Какие понятия  политико-правовой  сферы вы закрепили в домашнем тесте. Проверяем тест (стр.72-74.). Для проверки выбирается из учащихся консультант (в тесте нет понятия – государство).
    III. Изучение нового материала.
Для включения всех учащихся в коллективную деятельность и определения задач урока используется  прием «Ассоциации». Учитель предлагает  перечислить не более 2-3 ассоциаций, которые возникают в связи со словом «государство». Все ученики называют свои ассоциации. Учитель фиксирует все неповторяющиеся слова-ассоциации на доске. На основе слов-ассоциаций формулируются план и задачи урока.
Учитель. Назовите причины возникновения государства?
(предполагаемые ответы учащихся: увеличение плотности населения, страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами, государство-фактор силы, экономическая причина - налоги, деньги, производство) слайд 7.
Существуют различные теории происхождения  государства. Из истории, какие помнятся? Демонстрация  слайдов 8-16 с обсуждением теорий происхождения государства. Учащиеся выделяют особенности и имена  авторов теорий возникновения государств,  и заполняют в тетради таблицу  «Теории происхождения государства».

Таблица «Теории происхождения  государства»
№п/п
Изложение теории
Название
теории
Автор   теории
1.
Основатели церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира.
Теологическая
Фома Аквинский
2.
Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы  семьи.
Патриархальная
Аристотель
3.
- в результате естественного отбора (борьба с соседями)
люди объединились в единый механизм-государство
- низшие классы реализуют внутренние функции 
обеспечивают жизнедеятельность, а высшие
- внешние   (оборона, нападение)
Органическая
Платон,
Г.Спенсер,
Вормс,
Прейс

4.
Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка  государства ». Государство создается завоевателями и выполняет роль средства поддержания господства над побежденными.
Теория насилия
К.Каутский,Е.Дюринг,
Л.Гумплович
5.
После многолетних кровавых разборок по поводу того, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся «бремя власти »), а другие их слушаться, платить налоги, нести военную службу и т.д.
Теория общественного договора
Ж.Ж.Руссо,
К.Гоббс,
Т.Локк
6.
Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвала господствовать над остальными с помощью государства и законов.
  Расовая
Ж. Габино
7.
Государства появились в результате коренных изменений в экономике в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять  в этих новых условиях, потребовалась сила, которая  подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.
Материалисти-
ческая
( марксистская)

К.Маркс,
Ф.Энгельс,
Л.Морган
8.
Государство с соответствующими проявлениями власти  является следствием того, что у одних людей сильна потребность  властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для  подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидера, правителей, хозяев.
Психологическая
Г.Тард
Л.Петражицкий



2. Основные признаки государства
Учитель. Можно обратиться к текстам «Документы и материалы» на с. 163-164 учебного пособия, познакомиться с  высказываниями  Ж.-Ж. Руссо, В. И. Ленина, Г. Спенсера о государстве и  выполнить задание: определить основные признаки государства. Учащиеся из документов могут выделить примерно следующие признаки: принудительность, право на насилие, юридический порядок, институциональный характер
Учитель   добавляет  атрибуты государства (отличительные признаки): территорию, население, государственный аппарат, связь с правом, суверенитет, символы, и  предлагает  завершить работу по данному пункту составлением схемы «Признаки государства»





Основные признаки государства. Задача государства состоит в обеспечении политической целостности общества на определенной территории. Целостность эта обеспечивается с помощью власти, поддерживающей порядок, основанный на законе. Важнейшие признаки государства, без которых его существование невозможно: территория, население, власть, право, суверенитет.
Территория государства складывается исторически и нередко является результатом войн. В прошлом величина территории государства, богатство природных ресурсов, наличие выхода к морю во многом определяли благосостояние его населения. В современном мире новых технологий характеристики территории, занимаемой государством, потеряли ключевое значение.
Государство обладает верховенством власти на своей территории, в пределах своих границ. В современном понимании территория государства объединяет землю, водное и воздушное пространство. К территории государства, которая подпадает под его юрисдикцию, относят также пространство водных и воздушных судов под государственным флагом, территории посольств государства за рубежом.
Население – естественное условие существования государства, его главный ресурс. Связь человека и государства определяется гражданством, т.е. правовой принадлежностью человека к данному государству, распространением на него установленных государством прав и обязанностей.
В государстве существует система специальных органов по управлению обществом, через которые и реализуется государственная власть. Отличие ее от любой иной власти заключается в том, что она распространяется на всех граждан государства. Государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные, судебные органы, а также армия, полиция (милиция), тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
Государство неразрывно связано с правом. Государственное управление населением происходит с помощью издания законов, которые регулируют практически все значимые сферы жизни общества. Только государство издает такие нормы права, которые обязательны для всего населения страны, в том числе и для работников государственных органов. В случае нарушения норм права в государстве существует специальный аппарат по принуждению к исполнению правовых предписаний.
«РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ»
Суверенитет — особое свойство государственной власти, которое заключается в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости от сил, внешних для данного государства.
Учитель. Таким образом, государство может быть определено как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю свою территорию и население, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.
Символы государства (обычно это герб, флаг, гимн) выражают его самостоятельность и независимость и связаны, как правило, с историей его становления и развития.
 Всего в современном мире существует около 200 государств (слайд № 17).Возникали они по разным причинам и в разное время. Одним из молодых является государство, возникшее 25 лет тому назад. О каком государстве идет речь?  (Ответы учащихся - о Республике Беларусь).
Прием «Инсерт» + или -
1.27 июля 1990 г. Принята Декларация о государственном суверенитете БССР.
2.19 сентября 1991 г. Утверждено новое название нашей страны Республика Беларусь.
3. Согласно ст.1 Конституции Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.
4. 10 июля 1994 г. Первым президентом избран А.Г.Лукашенко.
5. 15 марта – ежегодно отмечается День Конституции.
6.Республика Беларусь – президентская республика.
7.Статус столичного города имеет г.Минск.
8. Политический режим РБ - демократический.
9. Основными территориальными единицами являются области.
10.Государственными  языками являются белорусский и русский.
   3.Функции государства.
Функции государства. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Используя схему указать, что традиционно функции государства делятся на внутренние и внешние. Далее,  сочетая работу со схемой и пояснительным текстом в учебном пособии на стр.129-130, можно предложить учащимся прокомментировать их сущность.
Затем  предлагается  учащимся более сложное задание: используя материал предыдущего урока: сравнить осуществление этих функций в двух крайних типах политических систем: демократической и тоталитарной. Приступая к изучению вопроса о типах и формах государства  необходимо обратить внимание учащихся на определение формы государства в учебном пособии на стр. 130. Далее с помощью схемы  отработать понятия: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
 4.Типы и формы государства.
 Используя материалы параграфа   учащиеся составляют схему « Типы и форма государства».
IV этап: закрепление учебного материала с применением приёма «Незаконченное предложение»
Государство – это… 
К важнейшим признакам государства относятся…
 Внешние функции государства выражаются в … 
В соответствии со сферами жизнедеятельности общества выделяют следующие внутренние функции государства…  
Форма государства характеризует… 
Форма правления – это…
 По форме правления все государства делятся на…
Назовите отличия унитарного, федеративного и конфедеративного  государственного устройства.
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны политических режимов.
Используя картину В.А. Серова «Коронация»  (стр. 131 учебного пособия), ответьте на следующие вопросы: какую форму правления характеризует сюжет этой картины? Какие детали картины об этом свидетельствуют?
Справка о картине: Валентин Серов выполнил эскиз по официальному заказу. Парадоксально, что именно этот художник, крайне независимый в своем творчестве, являлся около десяти лет «придворным портретистом» последних русских императоров. Он писал Александра III, Николая II, членов царской семьи. И каждую владетельную особу умел увидеть проницательным взглядом, не замутненным верноподданническими пристрастиями и льстивым угодничеством. В. Серова удостоили высочайшей чести: он был приглашен на коронацию Николая II в Успенский собор. Но таинство миропомазания художник изобразил как красочное, зрелищное празднество. Царские сановники образуют движущуюся процессию. Эполеты, орденские ленты, хоругви, церковное золото празднично играют в потоках мерцающих свечей.
Вместе тем Серов дал лаконичные и меткие портретные характеристики участников коронации.  В пышном великолепии придворных нарядов и церковного убранства не сразу различима фигура императора, сдвинутая на край композиции. В характерном профиле Николая II заметно чуть неловкое движение в момент помазания на царствие. По всей видимости, серовский эскиз не понравился влиятельным лицам, близким к царскому двору. Эскиз слишком далек помпезных и торжественных композиций, которые традиционно должны были приличествовать царственным особам. Серов слишком смел и оригинален в общем замысле и в художественном решении, чем всегда отличались лучшие работы мастера. Потому творение Серова осталось лишь в эскизном варианте, а картина так и не была написана.
V этап: рефлексия. Так как содержание учебного материала пронизано межпредметными связями (история, география, литература и т. д.), достаточными знаниями учащихся по названной теме, можно использовать прием «Бортовой журнал» для организации итоговой рефлексии.  Алгоритм реализации приема: Ученикам предлагается заполнить колонки бортового журнала «Мои знания по теме «Государство» (работа индивидуальная). Попросить учеников, при заполнении первой колонки провести рефлексию своих ассоциаций, связанных со словом государство.
Что мне было известно по данной теме?
Что нового я узнал (а) на уроке?



Обсуждение записей, подведение итогов урока.
VI этап: информирование  домашнего задания. §14, вопросы и задания (стр.134).
Опережающие задания свободного выбора: подготовить историческую справку о развитии идей правового государства; подготовить сообщение о развитии идей гражданского общества; подготовить сообщение “Всеобщая декларация прав человека”.


Комментариев нет:

Отправить комментарий